Мониторинг несостоятельности фирм
Причины банкротства лежат внутри фирмы и вне нее. По оценкам зарубежных исследователей 1/3 составляют причины внешнего характера и 2/3 - внутреннего; при этом обобщающим показателем является плохой менеджмент. Однако специфика российской действительности такова, что эти причины обратно пропорциональны: 1/3 - это внутренние причины и 2/3 - это внешние причины, поскольку внешняя среда является определяющей для финансового состояния фирм и это коренным образом связано с реструктуризацией экономической системы, начавшейся с 1992 г.
Мониторинг управления банкротством фирмы представляет собой сформулированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать рациональные управленческие решения.
В Российской Федерации мониторинг осуществляется на основании распоряжений Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Важным элементом мониторинга является диагностика банкротства, наиболее раннее выявление признаков банкротства, ухудшения показателей работы фирмы.
Существует ряд внешних признаков будущего неблагополучия фирмы, к которым можно отнести:
· отрицательную реакцию партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на мероприятия, проводимые фирмой;
· частую реорганизацию как самой фирмы, так и ее подразделений;
· частую необоснованную смену поставщиков фирмы;
· рискованную закупку сырья и материалов;
· изменения в структуре управления фирмой, особенно в высших элементах власти;
· ограничение комме5рческой деятельности фирмы органами власти;
· отмену и изъятие лицензий;
· неэффективность финансового управления, включая задержки с предоставлением отчетности;
· изменение в структуре баланса;
· разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженностей;
· резкое изменение материальных запасов;
· падение прибыльности фирмы;
· обесценение акций фирмы.
Наряду со срочными, «пожарными» методами оздоровления фирмы могут применяться меры стратегического плана, которые требуют тщательной проработки, базируясь на системном анализе всех структур и подсистем фирмы. Должна быть разработана стратегия финансового оздоровления, то есть комплексное исследование фирмы как системы, которая упрощает банкротство. Стратегия финансового оздоровления включает, с одной стороны, определение путей решения проблемы накопившейся задолженности, а с другой - определение путей дальнейшего развития фирмы. Анализу должны быть подвергнуты основные блоки функционирования фирмы:
· основные фонды предприятия, их состав, структура, перспективность отдельных элементов, их изношенность, степень специализации, возможные варианты использования, доля непроизводственных основных фондов;
· материальные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции; должна быть проведена их инвентаризация и определена рациональность структуры и перспективы использования;
· нематериальные активы фирмы: в балансах фирмы в качестве нематериальных активов учитываются приобретенные ими права, лицензии, патенты, торговые марки. Это полезный ресурс, требующий тщательного анализа, и он способен послужить оздоровлению фирмы;
· кадровый состав фирмы, он требует тщательного анализа по всем категориям работников от высшего руководства фирмой до непосредственных исполнителей; необходима оценка перспективности каждой категории работников, оценка возможностей по привлечению кадров со стороны;
· долгосрочные и краткосрочные вложения, дочерние фирмы, самостоятельные филиалы; они могут стать дополнительным источником финансового оздоровления фирмы;
· дебиторы и кредиторы фирмы-должника, источники целевого финансирования - это, как правило, потребители, поставщики, банки, различные федеральные и региональные ведомства;
· сеть товародвижения фирмы-должника;
· система управления предприятием - организационная структура, система учета и контроля, внутренние хозяйственные отношения, методы и формы принятия управленческих решений.
Заключение
В рамках рыночных отношений производители различных благ стремятся обменять свои товары на другие нужные им блага так, чтобы не только возместить издержки, связанные с производством своего товара, но и получить некоторый дополнительный объем благ, обеспечивающий так или иначе товаропроизводителю возможность улучшить условия своего существования.
Под предпринимательской деятельностью в рыночной экономике следует понимать целенаправленную деятельность людей, ориентированную на получение дохода в размерах, не только покрывающие текущие издержки производства благ, но и обеспечивающих их производителю некоторый дополнительный доход.
1 2