Реформирование муниципальных финансов
Необходимо внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство и закрепить за местными бюджетами не менее 50% налога на имущество организаций, а в перспективе ввести местный налог - налог на недвижимость. В целях введения данного налога необходима разработка и принятие федерального закона, предусматривающего создание единого государственного кадастра объектов недвижимости, а также определяющего порядок проведения массовой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.
Так как вопросы содержания и строительства автомобильных дорог местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, для улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований следует транспортный налог передать на местный уровень и придать ему статус местного налога.
В работе проанализированы и представлены как перспективные и требующие самого серьезного внимания со стороны органов местного самоуправления такие направления дальнейшего укрепления доходной базы их бюджетов, как:
· создание целевых бюджетных фондов;
· инвестиционная деятельность органов местного самоуправления;
· развитие частного (малого) предпринимательства.
ом даны конкретные предложения по дальнейшей работе органов местного самоуправления в этом направлении.
на основе сравнительного анализа различных вариантов исполнения местных бюджетов делается вывод, что обеспечить переход на качественно новый уровень управления муниципальными финансами возможно только через районные муниципальные финансово-казначейские органы.
Нельзя допустить разрыва бюджетного процесса между планированием, исполнением, анализом и контролем. Все это должно находиться в одних руках муниципальных органов.
Данный вывод подтверждается статьей 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В условиях действующего законодательства возможны два варианта действий:
вариант - самостоятельное формирование местного бюджета финансовым органом или подразделением, созданным в структуре местной администрации городского (сельского) поселения;
вариант - заключение соглашения (договора) между городским (сельским) поселением и муниципальным районом по формированию и исполнению бюджета городского (сельского) поселения финансовым органом муниципального района.
Второй вариант, на наш взгляд, наиболее приемлемый.
Учитывая недостаточную подготовленность кадров органов местного самоуправления к проведению бюджетного процесса, при составлении и исполнении бюджетов поселений на данном этапе реформы предлагается использовать потенциал существующих районных (городских) финансовых органов.
В целях реализации единой методологии формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований и консолидированного бюджета муниципального района, эффективного использования материально-технического и кадрового потенциала существующего финансового органа района, считает наиболее целесообразным вариантом - заключение соглашений между городскими (сельскими) поселениями и Администрацией муниципального района о передаче полномочий по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджетов поселений на уровень муниципального района, который имеет достаточный опыт управления собственными финансовыми ресурсами, профессиональный финансовый орган и на данном этапе сможет выполнять эти функции за поселения, одновременно проводя работу по поэтапному переходу к самостоятельному осуществлению бюджетного процесса поселениями по мере их готовности.
Следует отметить, что заключение Соглашений о передаче Администрацией поселения полномочий по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения Администрации муниципального района вовсе не предполагает полное отстранение от бюджетного процесса городских (сельских) поселений. У них остается достаточно полномочий по формированию и исполнению бюджетов в пределах их компетенции.
Далее подробно рассмотрена организация бюджетного процесса в городских и сельских поселениях при условии заключения Соглашений о передаче муниципальному району полномочий по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения, разработана схема организации казначейского исполнения бюджетов поселений через финансово-казначейское управление (ФКУ) муниципального района (рисунок 5), а также предложен проект вышеназванного Соглашения для практического применения.