Бюджетная система РФ и ее роль в общественном секторе РФ
Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В федеративных государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 процентов бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 процентов расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Действующей конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением.
Главная задача бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов, других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года, на который утвержден бюджет.
Структурно любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств.
Рассмотрим структуру государственного бюджета.
Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на прибыль организаций, акцизный налог и т.д.
Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по государственному управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание).
Если расходы превышают доходы, то существует бюджетный дефицит, или отрицательное сальдо бюджета. И наоборот, если доходы превышают расходы, то существует бюджетный профицит, или положительное сальдо бюджета. Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.
1 2