Долгосрочные меры для обеспечения финансового равновесия предприятия
Основной целью финансового оздоровления предприятия является полная его реабилитация, то есть создание такой ситуации, при которой предприятие становится нормально хозяйствующим субъектом экономики.
Если оперативные и локальные меры направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия путем реализация активов и снижения затрат, то долгосрочные мероприятия направлены на обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Целью таких мер является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе, а именно создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.
Основными задачами на данном этапе являются:
) повышение конкурентных свойств продукции (работ, услуг);
) увеличение денежной составляющей в расчетах;
) увеличение оборачиваемости активов.
Исходя из этого, к основным долгосрочным мерам финансового оздоровления следует отнести маркетинг и инвестирование.
Основным направлением маркетинга предприятия, находящегося в состоянии финансового кризиса, является превращение потребностей потребителя в доходы предприятия.
Создание системы маркетинга на предприятии включает в себя два этапа:
) исследование рынка;
) организация маркетинга.
Исследование рынка происходит по параметрам: оценка клиентов (покупателей) по каждой группе предлагаемых на рынке товаров (работ, услуг) предприятия (группы клиентов), факторы, влияющие на их потребительские предпочтения, пожелания по улучшению предлагаемых товаров; потенциал рынка (объем спроса, тенденции, потенциал роста).
Организация маркетинга состоит из следующих работ:
) разработка стратегии маркетинга - последовательного ряда действий, направленных на осуществление маркетинга товаров (работ, услуг);
) создание правил, процессов и структур, обеспечивающих реализацию маркетинговой стратегии.
При организации маркетинга необходимо решить следующие задачи:
) разработать маркетинговую стратегию, координирующую всю деятельность предприятия и соответствующую реализации ее стратегических и финансовых целей;
) выбрать организационную структуру для ее наилучшего осуществления;
) предусмотреть структурное звено, отвечающее за проведение работ по маркетингу;
) создать инструменты координации и обмена информацией в рамках всей организации;
) оценить затраты на маркетинг.
После создания всех условий и проведения работ для непосредственного создания системы маркетинга на предприятии необходимо разработать эффективную снабженческо-сбытовую политику, которая опиралась бы на маркетинг. Целью такой политики предприятия является удовлетворение нужд и потребностей клиентов (покупателей) товаров (работ, услуг) предприятия.
В соответствии с этой целью в состав функций маркетинга входят следующие задачи:
) анализ состояния и прогнозирование развития рынка;
) организация продажи продукции (товаров, работ, услуг) предприятия;
) развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение потребностей в иных типах продукции (работ, услуг, товаров) со стороны предприятия;
) организация эффективной обратной связи от потребителей к производителю, включая рассмотрение претензий клиентов (покупателей).
Для успешной работы предприятие должно иметь возможность в случае необходимости быстро и недорого привлечь капитал, как любой другой ресурс, требуемый для развития бизнеса.
Привлекая инвестиции, предприятие должно отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам.
Принципиально инвестиции можно разделить на финансовые и стратегические.
Стратегические инвесторы - это, обычно, крупные транснациональные корпорации, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности или видах деятельности и являющиеся лидерами в своих секторах. Объектами инвестиций таких компаний являются акции предприятий, действующих в аналогичных или смежных отраслях. Привлекательными чертами таких инвесторов являются: наличие многолетнего опыта работы в конкретной области, использование передовых ноу-хау и методов управления.
1 2