Понятие и сущность налога
Согласно Конституции России каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Учитывая данные конституционные положения, следует остановиться на анализе категории «налог». Налоговая обязанность занимает особое место в системе конституционных и иных обязанностей граждан и юридических лиц.
Одним из основных признаков налога является односторонний характер его установления [11, с. 48].
Налог уплачивается в целях обеспечения общественных потребностей, которые порой носят весьма абстрактный характер по отношению к интересам конкретного налогоплательщика. Исходя из этого налог является индивидуально безвозмездным платежом. Взимая налоги, государство предоставляет гражданам и юридическим лицам публичные услуги. За счет средств налогоплательщиков государство обеспечивает их безопасность и др. Следует отметить, что далеко не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, могут признаваться налогами. Так, уплата в соответствии с КоАП РФ административного штрафа налогом не является, несмотря на то, что административный штраф является обязательным безвозмездным платежом.
В этой связи необходимо определить, какими признаками должен обладать налог. Как отмечают В.В. Курочкин и Н.И. Осетрова, « .четкость формулировки понятия налога гарантирует реализацию признаков права как системы обязательных норм поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой, а значит, будет способствовать повышению уровня правосознания граждан и, как следствие, исполнению предписаний юридических норм» [13, с. 18].
В юридической литературе отмечается, что категория «налог» имеет правовое и экономическое содержание. Особенностью юридических категорий, по сравнению с категориями других наук, является закрепление их в законе [6, с. 92].
Знание генезиса категории «налог» в истории права позволит осмыслить накопленный исторический опыт мировой и отечественной науки, отказаться от стереотипов в правовой науке и сделать результативными исследования о природе налога и принципах налогообложения [20, с. 5].
В.И. Даль говорил о налоге как о повинности деньгами или припасами, как о платежах, налагаемых на торговлю, промыслы [10].
Налоги начали взиматься достаточно поздно. Как отмечается в научной литературе, посвященной исследованию истории налогового администрирования, « .налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» [20, с. 5].
С.Ю. Витте определял налоги как « .принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития». С.Ю. Витте под налогами понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд [19, с. 12].
В дореволюционной юридической литературе налоги рассматривались как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей и покрытия общих расходов. Однако другие авторы того же периода указывали, что налог представляет собой односторонние экономические пожертвования граждан, которые государство взимает легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек.
Налоги с момента своего образования изначально собирались под угрозой применения мер государственного принуждения. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» [4], требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.
С.Н. Жевакин говорит о том, что «налог - это обязанность материального характера, которую должен исполнить плательщик» [12, с. 72].
Анализ современной юридической литературы показывает, что существуют различные точки зрения относительно феномена «налог». В.А. Соловьев говорит о том, что налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством у частного субъекта. Далее В.А. Соловьев переходит к пониманию налога как «кредита», передаваемого публичному субъекту на социально значимые цели [18, с. 28].
1 2