Правовые аспекты регулирования
Следовательно, представляется неубедительным тезис, выдвинутый Б.Т. Адышевым, о том, что в развитых странах практически нет изъятий из национального режима или они очень незначительны. Такая политика получила свое распространение в период 50-70-х гг. ХХ в., когда развитые государства стремились защитить свои инвестиции, вкладываемые на территории менее развитых государств, сегодня ситуация изменилась кардинальным образом - развитые государства вводят различные ограничения из национального режима для иностранных инвестиций с целью защитить национальную экономику от нежелательной конкуренции и других негативных факторов. Как показывает практика, в последнее время наблюдается тенденция, в соответствии с которой число законов, целью которых является контроль за иностранными инвестициями, постоянно возрастает. Даже государства, придерживающиеся политики открытых дверей в отношении иностранных инвестиций, начинают вводить регулирование притока иностранного капитала. Причиной этому являются изменения в движении иностранного капитала, которые происходят в настоящее время в мире. Однако введение государством запрещения на приток иностранного капитала без достаточного экономического обоснования своих действий рассматривается действующими в этой области международными соглашениями как нарушение условий о недискриминации. В результате сложилась концепция разрешительного регулирования иностранных инвестиций, которая помимо США применяется в Испании, Франции и в ряде других стран. В качестве примера специального правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в стратегически важных отраслях экономики, можно назвать поправку Эксона-Флорио 1988 г. к Закону «О защите производства» от 1950 г. Поправка Эксона-Флорио предоставляет органам власти США и отдельных штатов право контролировать инвестиции в областях, затрагивающих национальные интересы США, или по иным соображениям национальной безопасности. В Конгресс США уже внесены не меньше 15 законопроектов, ужесточающих получение процедуры покупки американских компаний иностранными инвесторами, еще несколько законопроектов находятся в работе. Среди них есть как консервативные, так и сравнительно либеральные - от полного закрытия доступа иностранцев к стратегически важным отраслям экономики до формального увеличения сроков рассмотрения сделок с 30 до 45 дней. В частности, по такому же пути решили пойти и в Российской Федерации, где 29 апреля 2008 года принят Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В условиях привлечения иностранных инвестиций ведется жесточайшая борьба за выживание, за рынки сбыта, источники сырья и т.д. Результаты такой борьбы, как показывает международный опыт, приводят не только к развитию экономики и повышению качества производимой продукции, но и к устранению конкурентов. В качестве примера можно привести передачу в управление, а затем ликвидацию Костанайского завода химволокна американской компанией «DUPON» в 1992-1994 гг. (уникальность Казахстанского завода «Костанайхимволокно» состояла в том, что некоторые виды продукции использовались для создания ракет и космических кораблей; поскольку компания «Dupon» была потенциальным конкурентом завода на мировом рынке, то в приватизационный период она получила полный доступ к управлению завода, и по непонятным причинам он вскоре был полностью ликвидирован, а американцы тем самым расширили рынок сбыта своей продукции). В Казахстане также наблюдается тенденция контроля государства за иностранными инвестициями, вкладываемыми в стратегически важные для данного государства отрасли экономики. В частности, Законом Республики Казахстан от 4 ноября 2003 г. № 490-II «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение» введено понятие «отрасли экономики, имеющие стратегическое значение». Законом Республики Казахстан от 1 декабря 2004 г. были внесены поправки в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан. Этим законодательным актом было введено понятие приоритетного права государства выкупать отчуждаемые права недропользования или доли в юридическом лице. 14 октября 2005 г. в Казахстане специально был принят новый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан». В статью 1 Закона «О нефти» был включен подпункт о том, что дочерние организации и материнские компании недропользователя являются аффилированными лицами. Данное понятие было применено к передаче прав и обязанностей по контракту, а также долей (пакетов акций). Теперь такая передача может производиться только с письменного разрешения Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, которое вправе такового разрешения не дать. Законом Республики Казахстан от 7 августа 2007 года в п. 1 ст. 193-1 Гражданского кодекса Республики Казахстан введено понятие «стратегические объекты», которым является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. И, наконец, Закон Республики Казахстан, который принят 24 октября 2007 года и вносит в Закон о недрах и недропользовании изменения, позволяющие Правительству в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на недропользование со ссылкой на интересы национальной безопасности. Причем эти положения распространены на все контракты, в том числе и ранее заключенные. То есть Закону придана обратная сила. Как видим, отдельные моменты содержатся в разных законодательных актах, а это очень неудобно как иностранным, так и нашим национальным инвесторам, поэтому принятие самостоятельного закона в области регулировании иностранных инвестиций в стратегических отраслях экономики Республики Казахстан будет более эффективным на современном этапе. На наш взгляд, в Республике Казахстан следует внимательно изучить данный опыт и учесть его положительные стороны. В первую очередь, речь идет о необходимости контроля со стороны государства над теми иностранными инвестициями, которые вкладываются в стратегически важные отрасли экономики. В этой связи представляется необходимым в ближайшее время разработать и принять специальный Закон Республики Казахстан «О регулировании иностранных инвестиций в стратегических отраслях экономики Республики Казахстан».
1 2