О расходных обязательствах муниципального образования
Особое внимание хотелось бы обратить на институт расходных обязательств. В соответствии с БК РФ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. То расходное обязательство, для реализации которого в решении о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования, - это бюджетное обязательство. Данное понятие осталось без изменения. Но в Бюджетный кодекс введены три новых понятия: «денежные обязательства», «публичные обязательства» и «публично-нормативные обязательства». Денежное обязательство возникает в том случае, когда по бюджетному обязательству, гражданско-правовому договору, соглашению, закону пришло время выплатить определенную сумму. Публичное обязательство вытекает из самого нормативно-правового акта, под это обязательство не нужно заключать договор (соглашение). При этом нормативно-правовые акты дают юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, субъектам право на получение из бюджета определенных денежных средств. Однако в них не установлены размеры или порядок расчета выплат. Что же собой представляют публично-нормативные обязательства? Это порядок и размер выплат в денежной форме. Заключения договора (соглашения) при этом не требуется. Поэтому до получателя бюджетных средств (ПБС) сразу доводится только сумма бюджетных ассигнований.
Заметим, режим исполнения публичных и публично-нормативных обязательств у различных получателей бюджетных средств будет отличаться. Порядок санкционирования расходов, вытекающих из договоров, следующий: ПБС должен получить лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), заключить договор (принять бюджетное обязательство), заплатить аванс, представить накладную (счет, акт выполненных работ) и только тогда у него возникнет денежное обязательство к оплате, До того момента выплата из бюджета осуществляться не должна.
Публично-нормативные обязательства могут вытекать и из договора, заключенного бюджетным учреждением. Благодаря этому муниципальным заказчиком может быть не только орган государственной власти, но и бюджетное учреждение.
Для выплаты публично-нормативных обязательств порядок санкционирования расходов значительно облегчен. Кроме того, бюджетные ассигнования, утвержденные главным распорядителем, могут быть увеличен. Количество лиц в муниципальном образовании, которым полагаются субвенции, и суммы субвенций в соответствующем бюджете планируются и определяются исходя из прошлого опыта. Но количество людей в муниципальных образованиях постоянно меняется. В итоге может возникнуть дисбаланс. Поэтому и была введена норма, позволяющая увеличить публично-нормативные обязательства на определенный размер сверх бюджетной росписи. Относительно бюджетных обязательств и обязательств, вытекающих из договоров, этого сделать нельзя. Как видим, налицо разный подход к бюджетным обязательствам, поэтому и глава 24 «Основы исполнения бюджетов» Бюджетного кодекса РФ претерпела соответствующие изменения. Ранее в ней устанавливались общие основы исполнения бюджета, а в главе 25 прописывались особенности исполнения федерального бюджета (сейчас она исключена).
1 2