Влияние кредитных операций на изменение баланса спроса и предложения
Рисунок 2 Соотношение объемов продаж товара производителями до и после того как часть производителей воспользовалась кредитом
В результате использования частью производителей кредитов на покупку сырья произошли изменения в стоимости продукта и в структуре его продавцов. Производители, не воспользовавшиеся кредитом на приобретение сырья, закупили меньше материалов, так как цена на них выросла, изготовили меньшее количество продукции и продали его по меньшей цене. Производители, воспользовавшиеся кредитом на приобретение сырья, закупили больше материалов, изготовили большее количество продукции и увеличили свой объем реализации и прибыль, не смотря на снижение цены продукции. Как видно на стадии реализации организации, не прибегающие к кредитованию, так же несут прямые убытки при использовании кредита конкурентами.
На основании приведенного материала можно сделать вывод, что при кредитовании организация не только получает собственную выгоду от использования дополнительных денежных ресурсов, но и дополнительно осуществляет негативное воздействие на конкурентов в борьбе за ресурсы и рынок покупателей путем увеличения цен на сырье и снижения цен на продукцию. Конкуренты, не изыскавшие дополнительных денежных ресурсов, вынуждены будут покупать материалы по большей цене и продавать свою продукцию по более низкой цене, теряя при этом свой маржинальный доход и прибыль.
Отдельно хочу отметить тот факт, что кредитование любого субъекта экономических отношений приведет к повышению уровня цен на потребляемые им ресурсы за счет увеличения предложения на сумму выданного кредита при неизменном предложении. Может увеличиться и количество произведенного этим субъектом продукта, в результате реализации дополнительного объема товаров снизится цена на продукцию за счет увеличения предложения при неизменном спросе. Следовательно, кредитование может, как увеличить уровень цен на потребляемые заемщиком ресурсы, так и привести к снижению цен на его продукцию. Если кредит берется не с коммерческой целью, а для удовлетворения собственных потребностей, то эта операция повлечет за собой только увеличения общего уровня цен на товары потребления. Поскольку количество потраченных средств не влияет на заработок физического лица, то каждый выданный потребительский кредит не только стимулирует увеличение цен в настоящем, но и уничтожает часть будущего спроса. Заемщик вместо того, чтобы купить что-либо будет расплачиваться по долгам взятого кредита, недостаток средств может удовлетворить новым кредитом, и весь цикл повторится вновь.
На основании этого можно сделать вывод, что потребительские кредиты, искусственно увеличивая спрос на потребительские товары, оказывают непосредственное влияние на развитие инфляционных процессов. При этом оплата процентов будет уменьшать свободную денежную массу, находящуюся в обороте, что приведет к нехватке денежных средств и будет стимулировать получение новых кредитов. Подробно этот вопрос рассмотрен в следующей части данной работы на примере замкнутой макроэкономической системы.
1 2