Предпосылки возникновения кризисных ситуаций в деятельности предприятий и теоретическое обобщение современных подходов к их оценке
В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия», под которым понимается «незапланированное и нежелаемое состояние, которое может существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия».
Согласно А. А. Волкову, современная интерпретация понятия «кризис» включает в себя следующие определения:[13,с.544]
· экстремальное состояние, из которого есть только два выхода: либо переход на новый, более совершенный уровень, либо прекращение существования в данном качестве;
· резкий, крутой перелом в развитии предприятия;
· тяжелое переломное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества или общества в целом;
· острый недостаток, нехватка чего-либо.
Кризис на предприятии можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Его следует рассматривать не как статическое состояние, а как процесс. Кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс.
Он может быть управляем или, как минимум, удерживаем в определенных границах, или находиться под влиянием как внутрифирменном, так и внешнем. Кризисные процессы, в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести. (рисунок 2.1.), [15, с.6]
В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов, которые делят на две группы:
) Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
) Внутренние (непосредственно зависящие от предприятия). (рисунок 2.2.) [31, с.112]
Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на:
.Социально-экономические факторы общего развития страны:
· рост инфляции;
· нестабильность налоговой системы;
· нестабильность регулирующего законодательства;
· снижение уровня реальных доходов населения;
· рост безработицы.
. Рыночные факторы:
· снижение емкости внутреннего рынка;
· усиление монополизма на рынке;
· нестабильность валютного рынка;
· рост предложения товаров-субститутов.
. Прочие внешние факторы:
· политическая нестабильность;
· стихийные бедствия;
· ухудшение криминогенной ситуации.
Внутренние факторы возникновения кризиса:
. Управленческие:
· высокий уровень коммерческого риска;
· недостаточное значение конъюнктуры рынка;
· неэффективный финансовый менеджмент;
· плохое управление издержками производства;
· отсутствие гибкости в управлении;
· недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.
. Производственные:
· необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
· устаревшие и изношенные основные фонды;
· низкая производительность труда;
· высокие энергозатраты;
· перегруженность объектами социальной сферы.
. Рыночные:
· низкая конкурентоспособность продукции;
· зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.
Все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы:
· отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
· низкая квалификация и неопытность менеджеров;
· низкий уровень ответственности руководителей предприятия.
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.
Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий.
Основные подходы или стратегии выбора оценки антикризисных мероприятий:
1.
Подход, ориентированный на сохранение целостности предприятия, что ведет к сохранению рабочих мест, производственного и научно-технического потенциала.
2.
Подход, ориентированный на скорейшую ликвидацию кризисной ситуации любыми методами и средствами. [21,с.81]
1 2