Предпосылки возникновения кризисных ситуаций в деятельности предприятий и теоретическое обобщение современных подходов к их оценке

В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия», под которым понимается «незапланированное и нежелаемое состояние, которое может существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия».

Согласно А. А. Волкову, современная интерпретация понятия «кризис» включает в себя следующие определения:[13,с.544]

· экстремальное состояние, из которого есть только два выхода: либо переход на новый, более совершенный уровень, либо прекращение существования в данном качестве;

· резкий, крутой перелом в развитии предприятия;

· тяжелое переломное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества или общества в целом;

· острый недостаток, нехватка чего-либо.

Кризис на предприятии можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Его следует рассматривать не как статическое состояние, а как процесс. Кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс.

Он может быть управляем или, как минимум, удерживаем в определенных границах, или находиться под влиянием как внутрифирменном, так и внешнем. Кризисные процессы, в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести. (рисунок 2.1.), [15, с.6]

В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов, которые делят на две группы:

) Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

) Внутренние (непосредственно зависящие от предприятия). (рисунок 2.2.) [31, с.112]

Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на:

.Социально-экономические факторы общего развития страны:

· рост инфляции;

· нестабильность налоговой системы;

· нестабильность регулирующего законодательства;

· снижение уровня реальных доходов населения;

· рост безработицы.

. Рыночные факторы:

· снижение емкости внутреннего рынка;

· усиление монополизма на рынке;

· нестабильность валютного рынка;

· рост предложения товаров-субститутов.

. Прочие внешние факторы:

· политическая нестабильность;

· стихийные бедствия;

· ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы возникновения кризиса:

. Управленческие:

· высокий уровень коммерческого риска;

· недостаточное значение конъюнктуры рынка;

· неэффективный финансовый менеджмент;

· плохое управление издержками производства;

· отсутствие гибкости в управлении;

· недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.

. Производственные:

· необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

· устаревшие и изношенные основные фонды;

· низкая производительность труда;

· высокие энергозатраты;

· перегруженность объектами социальной сферы.

. Рыночные:

· низкая конкурентоспособность продукции;

· зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы:

· отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

· низкая квалификация и неопытность менеджеров;

· низкий уровень ответственности руководителей предприятия.

Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий.

Основные подходы или стратегии выбора оценки антикризисных мероприятий:

1.

Подход, ориентированный на сохранение целостности предприятия, что ведет к сохранению рабочих мест, производственного и научно-технического потенциала.

2.

Подход, ориентированный на скорейшую ликвидацию кризисной ситуации любыми методами и средствами. [21,с.81]

Перейти на страницу:
1 2