Доходы бюджетов
К ним относились: гипертрофированно большая роль налога на добавленную стоимость и искажения механизма действия этого налога, обусловленные желанием государства усилить его фискальную функцию и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся массовыми неплатежами и бартером; сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, неоправданно приниженная роль налогов с физических лиц и на имущество; недостаточная проработанность налогообложения природных ресурсов и некоторые другие.
Налоговая система России в целом была ориентирована, прежде всего, на потребности бюджетного финансирования, а это означает приоритет фискальной функции налогов и предпочтение инфляционных налогов. Такая ориентация налоговой системы крайне неэффективна: с одной стороны, она предполагает поддержание излишне высокого налогового бремени, которое подавляет стремление к деловой активности; с другой - доходы, которые государство получает от налоговой системы, явно недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета и обеспечения государственного финансирования крупномасштабных инвестиционных программ. В первую очередь это было связано с ее чрезмерной тяжестью (если платить все налоги по установленным ставкам): доля налоговых изъятий превышала 55% в пересчете на ВВП. Реально, ввиду многочисленных изъятий и льгот, легальных отсрочек и незаконной неуплаты налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации попадало только около 20-25% ВВП. Отсюда очевиден антистимулирующий характер российских налогов: широчайшее распространение льгот и отсрочек ведет к тому, что выгоднее бороться не за увеличения сбыта товаров и развитие производства, а за получение этих льгот и отсрочек.
Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1992-1999 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы не затрагивали основ налоговой системы. В результате в Российской Федерации сформировалась экономически нерациональная налоговая система, которая имела слишком сложную и запутанную систему администрирования. Это выражалось и в огромном количестве налогов, несовершенных методик расчета налогооблагаемой базы, и в существовании большого количества инструкций, разъяснений других документов Госналогслужбы. Количество нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы, составляло более 600, и очень часто эти нормативные акты противоречили друг другу.
Наиболее серьезным шагом в области реформирования налоговой системы было принятие в 1998 г. и введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ. Общая часть Налогового кодекса РФ устанавливает общие принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговое обязательство, налоговую ответственность, налоговые санкции и процедурные вопросы.
В рамках Налогового кодекса раскрывается содержание налоговых отношений и налоговых обязательств, определены основные цели и задачи налоговой политики, основного построения налоговой системы, закреплены основные принципы налогообложения, установлены виды налогов и общие положения реализации их механизмов, а также меры контроля и ответственности при уплате налогов.
Это позволяет уйти от фискального (чисто казенного) подхода к налогообложению и создать целостную и активно действующую систему таких экономических регуляторов, налоги, формирующие цели, обусловливающие оценку и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем.
К достоинствам экономического характера Налогового Кодекса можно отнести:
ограничение возможности введения новых налогов и сокращение общего количества налогов, при этом решения об установлении региональных или местных налогов, перечисленных в ст. 13 и 14, принимаются соответствующими региональными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом Кодексом определяются общие принципы установления этих налогов и предельные ставки;