Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов

Интересной практикой работы финансовых и налоговых органов является определение показателя налогового потенциала муниципалитета. Его обобщенная характеристика может быть дана в Налоговом паспорте муниципалитета. Основными препятствиями, сдерживающими применение Налоговых паспортов, являются:

неопределенность практической значимости указанного документа, в связи, с чем теряются стимулы для его составления;

недостаточность информационного обеспечения для составления Налогового паспорта;

отсутствие единого методологического подхода к оценке налогового потенциала.

Более целесообразно составлять Налоговый паспорт на уровне города или района. Предлагаемая структура паспорта следующая.

. Общая характеристика муниципального образования.

. Состав и структура налоговой базы муниципалитета.

. Состав и структура поступлений налогов и сборов в местный бюджет.

. Состав и структура задолженности по налогам и сборам в местный бюджет.

. Состав и структура льгот по налогам и сборам, поступающим в местный бюджет.

. Вспомогательные данные для расчета налогового потенциала.

. Расчет налогового потенциала муниципального образования.

Информация, содержащаяся в Налоговом паспорте, отличается простотой, но она позволяет реально оценить сложившийся уровень налогового потенциала муниципалитета. Помимо вспомогательных данных, Налоговый паспорт содержит, и расчет налогового потенциала, что позволяет использовать данный показатель в текущей работе финансовых и налоговых органов.

Оценка налогового потенциала муниципального образования повышает заинтересованность местных органов самоуправления в максимальной мобилизации налоговых доходов. Расчет возлагается на финансовые органы местных администраций, которые в ходе оценки налогового потенциала взаимодействуют с органами Госкомстата Российской Федерации и налоговыми органами, поскольку они располагают необходимой для расчета информационной базой.

Оценка налогового потенциала муниципалитета предполагает несколько этапов, основными из которых являются (таблица 3.1):

анализ структуры налоговых платежей, формирующих местный бюджет;

осуществление расчетов по отдельным видам налогов;

расчет поступлений по прочим видам налогов;

оценка выпадающих доходов.

Таблица 3.1 - Этапы оценки налогового потенциала города Каменск- Шахтинского за 2010 год В тысячах рублей

Наименование этапа

Сумма

1

Налоговые платежи формирующие местный бюджет

415867,3

2

Доходы: Налог на прибыль Налог на совокупный доход Налоги на имущество

415867,3 217749,1 73056,7 39334,6

3

Поступления по прочим видам налогов

17383,3

4

Выпадающие доходы

44955,3

5

Общая сумма налогового потенциала

478205,9

Перейти на страницу:
1 2