Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
Интересной практикой работы финансовых и налоговых органов является определение показателя налогового потенциала муниципалитета. Его обобщенная характеристика может быть дана в Налоговом паспорте муниципалитета. Основными препятствиями, сдерживающими применение Налоговых паспортов, являются:
неопределенность практической значимости указанного документа, в связи, с чем теряются стимулы для его составления;
недостаточность информационного обеспечения для составления Налогового паспорта;
отсутствие единого методологического подхода к оценке налогового потенциала.
Более целесообразно составлять Налоговый паспорт на уровне города или района. Предлагаемая структура паспорта следующая.
. Общая характеристика муниципального образования.
. Состав и структура налоговой базы муниципалитета.
. Состав и структура поступлений налогов и сборов в местный бюджет.
. Состав и структура задолженности по налогам и сборам в местный бюджет.
. Состав и структура льгот по налогам и сборам, поступающим в местный бюджет.
. Вспомогательные данные для расчета налогового потенциала.
. Расчет налогового потенциала муниципального образования.
Информация, содержащаяся в Налоговом паспорте, отличается простотой, но она позволяет реально оценить сложившийся уровень налогового потенциала муниципалитета. Помимо вспомогательных данных, Налоговый паспорт содержит, и расчет налогового потенциала, что позволяет использовать данный показатель в текущей работе финансовых и налоговых органов.
Оценка налогового потенциала муниципального образования повышает заинтересованность местных органов самоуправления в максимальной мобилизации налоговых доходов. Расчет возлагается на финансовые органы местных администраций, которые в ходе оценки налогового потенциала взаимодействуют с органами Госкомстата Российской Федерации и налоговыми органами, поскольку они располагают необходимой для расчета информационной базой.
Оценка налогового потенциала муниципалитета предполагает несколько этапов, основными из которых являются (таблица 3.1):
анализ структуры налоговых платежей, формирующих местный бюджет;
осуществление расчетов по отдельным видам налогов;
расчет поступлений по прочим видам налогов;
оценка выпадающих доходов.
Таблица 3.1 - Этапы оценки налогового потенциала города Каменск- Шахтинского за 2010 год В тысячах рублей
№ |
Наименование этапа |
Сумма |
1 |
Налоговые платежи формирующие местный бюджет |
415867,3 |
2 |
Доходы: Налог на прибыль Налог на совокупный доход Налоги на имущество |
415867,3 217749,1 73056,7 39334,6 |
3 |
Поступления по прочим видам налогов |
17383,3 |
4 |
Выпадающие доходы |
44955,3 |
5 |
Общая сумма налогового потенциала |
478205,9 |
1 2