Реформирование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и местных уровнях
Целью работы федеративных отношений и местного самоуправления являются создание и введение новой системы межбюджетных отношений на основе уточнения разграничения бюджетных и налоговых полномочий между органами власти разного уровня, уточнение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы Российской Федерации, а также разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, связанное с проводимой в настоящее время реформой федеративных отношений и местного самоуправления, в частности, предполагает, что на федеральный бюджет возлагаются рефинансируемые в настоящее время расходные обязательства региональных бюджетов.
Предлагаемое закрепление налоговых доходов за местными бюджетами отражает основное направление перераспределения налоговой нагрузки, которое заключается в передаче местным и региональным бюджетам более равномерно распределенных и стабильных источников доходов, а также в перемещении налоговой нагрузки на непосредственных потребителей общественных благ и услуг, предоставляемых местной властью. Этим требованиям отвечают предложенные в русле реформы федеративных отношений и местного самоуправления для закрепления за местными бюджетами такие налоги, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц.
Достаточность налоговых и неналоговых поступлений в доходы местных бюджетов для исполнения их расходных обязательств в полном объеме вызывает сомнение.
Рассмотренный механизм поступления налоговых доходов в бюджеты поселений и муниципальных районов, а также в бюджеты городских округов достаточно сложен и многообразен, что усиливает его "непрозрачность" и уменьшает возможности для оценки эффективности. Единственным критерием его эффективности является полное соответствие суммы налоговых поступлений объему расходных обязательств бюджета определенного уровня. Обеспечивать это соответствие необходимо постоянно, ежегодно корректируя в случае необходимости сумму налоговых доходов или реестр расходных обязательств - перечень нормативно-правовых актов, на основании которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование ввели те или иные расходные обязательства.
Ограничение налоговых полномочий органов местного самоуправления ведет к сужению налоговой автономии муниципальных образований. Обусловлено это тем, что введение статуса налоговой автономии означает, в частности, что по местным налогам представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать не только налоговые ставки, но и объекты налогообложения, а в перспективе, возможно, и вводить местные надбавки к федеральным и региональным налогам.
Это имеет важное значение, так как создание условий для придания статуса налоговых автономий муниципальным образованиям, предполагающего свободу выбора налоговых решений на местах, является ближайшей задачей реформы местного самоуправления.
Важнейшим элементом реформирования региональных финансов в субъектах Федерации являлось внедрение казначейской системы исполнения как областного (краевого, республиканского), так и муниципальных бюджетов (перевод на казначейское исполнение бюджета планировался в том или ином виде во всех регионах, разработавших и принявших программы реформирования региональных финансов). В регионах также проводилась работа по организации эффективного управленческого учета, изучались положения международных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе, а также внедрялись системы мониторинга состояния общественных финансов субъекта Федерации с применением набора аналитических индикаторов.
1 2