Принципы организации безналичных расчетов
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
При осуществлении безналичных расчетов соблюдаются следующие основные принципы:
Первый принцип - правовой режим осуществления безналичных расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.
К главным законодательным источникам регулирования расчетов в России относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ разделяет способы расчетов в зависимости от субъектов, их осуществляющих. Расчеты с участием граждан, не связанные с их предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами (ст. 140 ГК РФ) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с их предпринимательской деятельностью, напротив, производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом (ст. 861 ГК РФ). Из приведенных норм ГК РФ явствует приоритет наличных расчетов для граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
Порядок безналичных расчетов был нормативно определен для физических лиц с некоторым опозданием. Изначально безналичные расчеты юридических и физических лиц не были урегулированы единым нормативным актом Банка России - имелись разногласия между ним и Минюстом России по этому вопросу безналичных расчетов. Банк России изъял из нормативного акта, регулирующего порядок безналичных расчетов (Положения Банка России от 12 апреля 2006 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»), те нормы, которые непосредственно затрагивали права, свободы или обязанности граждан - то есть нормы о безналичных расчетах с их участием. Это позволило избежать обязательной регистрации Положения № 2-П в Минюсте России. Однако сохранился правовой пробел в регулировании безналичных расчетов физических лиц, который затруднял банковскую деятельность - банки были вынуждены применять к указанным расчетам Положение № 2-П по аналогии, издавая по данному вопросу внутрибанковские правила.
Вместе с тем необходимость принятия нормативного акта, регулирующего этот порядок, следовала как из норм гражданского законодательства (гл. 45, 46 ГК РФ), так и из норм Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в редакции от 21 июля 2010 г. «О банках и банковской деятельности» (ст. 5; далее - Закон о банках). В итоге было принято Положение Банка России от 1 апреля 2008 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее - Положение 222-П). В целом этот документ был издан в развитие Положения Банка России от 3 октября 2007 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее - Положение 2-П), поэтому многие нормы о безналичных расчетах физических лиц отсылают к Положению 2-П.
Положение 222-П регулирует осуществление безналичных расчетов физическими лицами в рублях на территории РФ. Положение 222-П применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства в части порядка использования форм безналичных расчетов и расчетных документов, предусмотренных Положением 222-П, на территории и в валюте РФ при осуществлении ими операций, не затрагивающих применение норм валютного законодательства.