Механизм инфляционного налога
Правительства - почти всегда чистые должники (то есть, большую часть времени правительство должно больше денег, чем другие должны ему). Инфляция уменьшает относительное значение предыдущего заимствования, и в то же самое время она увеличивает доходы от налогов. Таким образом, из этого следует, что правительство может улучшить отношение долга к доходу путем инфляции. Однако, если правительство продолжит продавать долг, занимая деньги в обмен на долговые обязательства, то эти долговые обязательства также будут затронуты инфляцией: они потеряют в своей ценности, и поэтому они станут менее привлекательными для кредиторов, пока у правительства не появится желания выкупить долг. Еще Дж. Кейнс писал: «Правительство может жить в течение длительного времени . за счет печатания бумажных денег . Это такая форма налогообложения, ускользнуть от которой наиболее трудно. Даже самое слабое правительство в состоянии ввести его в действие в ситуации, когда оно уже не способно ни на что иное».
Кроме того следует отметить, что инфляция снижает реальную величину налоговых поступлений. Растущая денежная масса, направляемая правительством на покрытие бюджетного дефицита, усиливает инфляцию, в результате чего обесцениваются налоговые поступления и еще более усугубляется проблема бюджетного дефицита. Начисление налога, как известно, происходит раньше, чем его уплата, и поскольку не существует механизма поддержания реальной величины взимания налогов, то любое повышение темпа инфляции в течение этого периода обесценивает налоговые поступления, уменьшает налоговое бремя. Возрастающий хронический бюджетный дефицит в свою очередь подстегивает денежную эмиссию, и это ускоряет инфляцию.
Стремительно развивающаяся инфляция (гиперинфляция), с одной стороны, возникает в результате бюджетного дефицита, а с другой - его усиливает. Данное явление, как уже было отмечено выше, получило название эффекта Танзи-Оливера,
который будет тем больше, чем позже платятся налоги и выше темп инфляции. Более низкие налоговые поступления еще больше увеличивают дефицит бюджета, растет государственный долг.
Таким образом, воздействие инфляции испытывают на себе все макроэкономические субъекты.
Заключение
Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над доходами. Большой бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга и может вызвать ускорение инфляции. Уровень бюджетного дефицита можно регулировать двумя способами. Первый - повышение доходной части. Это достигается за счет увеличения налоговых поступлений и тем самым ложится на плечи налогоплательщиков. Чрезмерно высокие налоги пагубно отражается на производстве и стимулируют развитие теневого сектора экономики. Второй способ - это уменьшение расходов производится за счет сокращения социальных программ. Это приводит к нарастанию напряженности в обществе и в целом оказывает негативное влияние.
Различают следующие виды дефицита государственного бюджета: структурный дефицит, представляющий собой разницу между величиной расходов бюджета и величиной доходов бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения; фактический дефицит, равный разнице между величиной фактических расходов бюджета и величиной доходов бюджета, фактически полученных в условиях существующей экономической ситуации и существующей системы налогообложения; циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.
Инфляция - это обесценивание денег вследствие выпуска денежной массы в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы. Кроме того, рост цен вызывается удорожанием кредита.
Причины инфляции заключаются в несбалансированности экономики - отставании производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей). Высокая инфляция оказывает отрицательное влияние на экономику, т.к. высокие процентные ставки снижают эффективность производства и определяют перераспределение капитала от производства к посредникам. При низкой инфляции или ее отсутствии начинают страдать интересы посредников. Финансовые институты страдают из-за невысоких процентных ставок.
Различают инфляцию ползучую (умеренную) и галопирующую инфляцию, на смену которым может прийти гиперинфляция, когда цены ежемесячно возрастают в несколько раз.
Инфляционный налог - это условное обозначение для экономического ущерба, причиняемого в процессе инфляции держателям наличных денег. Его еще называют «налогом на бедность», поскольку в первую очередь он сокращает и без того скудные доходы незащищенных слоев населения.