Факторы, способствующие притоку в Россию иностранных инвестиций
По мнению ряда аналитиков, на начальном этапе осуществления стратегической задачи экономического роста России требуется 150-200 млрд дол., нынешние же суммарные источники могут обеспечить лишь треть необходимых ресурсов. Возникает, таким образом, проблема изыскания дополнительных источников, решая которую нельзя не принять во внимание тот факт, что за пределами страны, в рамках международного рынка капиталов, "прокручиваются" астрономические суммы денежных активов (по оценкам экспертов, в 1997 г. - около 700 млрд дол.), принадлежащих российским юридическим и физическим лицам. Запад получает доход от легально вложенных в иностранные ценные бумаги валютных резервов ЦБ РФ, от нелегально вывезенных российских капиталов, от налогов на землю и недвижимость за границей.
Что же касается иностранных инвестиций в российскую экономку, то на заседании Консультативного совета субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ отмечалось, что в конце 1997 г. они составили лишь 20 млрд. дол По другим данным, общий накопленный объем зарубежных инвестиций - около 24 млрд. дол., в том числе прямые вложения - 11 млрд. дол.
Особо следует сказать о бегстве капитала из России. По данным независимых экспертов, реальные масштабы бегства капитала за рубеж составили в 1991 г. 50 млрд. дол., в 1992 г. - 60 млрд., в 1993 г. - 40 млрд., в 1994 г. - 50 млрд., а на протяжении 1995-1997 гг. на Запад ежемесячно утекало 2 млрд. дол. (по другим данным, в течение 1997 г. из России ежемесячно вывозилось не 2, а 3,5-4 млрд. дол.
Утечку капитала из страны специалисты сравнивают с периодом гражданской войны 1918 г. Среди многих причин следует назвать и сверхдоходы финансово-промышленной олигархии, экономической элиты, обогатившейся в результате номенклатурно-криминального характера приватизации в России. В частности, совершенно шокирующими для российской и мировой общественности были данные, приведенные на пленарном заседании Госдумы РФ 8 октября 1997 г., о том, что 7-10 банков контролируют 60% валового внутреннего продукта страны, а 200-300 семей - 60% собственности.
В целом же отток капитала из России в 10 раз превышает все иностранные инвестиции. В этой связи привлечение иностранных инвестиций в Россию должно сопровождаться разработкой специальных мероприятий (никак не административного, а экономического характера) для возвращения российских капиталов в страну.
В первую очередь необходимо осуществление комплекса мер, обеспечивающих стабильную законодательную базу, применение на практике уже принятых законов и нормативных актов (например, закон "О соглашениях о разделе продукции"), совершенствование налоговой системы, в частности включение специального раздела о налогах на иностранные прямые и портфельные инвестиции в Налоговый кодекс, четкое разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации в их отношениях с иностранными инвесторами, предоставление гарантий по защите собственности и доходов, личной безопасности.
Притоку иностранных инвестиций в Россию будет способствовать ряд факторов, охарактеризуем их ниже.
1. Совершенствование налоговой системы.
Налоговая система современной России является одной из самых молодых в мировой практике. При своем формировании (1990-1992 гг.) она опиралась на опыт многих стран (Германии, Канады, США, Швеции). Однако если по видам налогов она отвечает рыночному характеру экономики, то по своей структуре ей не соответствует.
Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих налоговых режимов в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.
Для этого в первую очередь следует предусмотреть исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые допустимо применять в РФ, с сокращением общего числа налогов и сборов (до 60 вместо более 200). Перечень региональных и местных налогов должен быть с четкой регламентацией распределения источников доходов между уровнями власти. Введение несовместимых налоговых схем в регионах сильно осложняет положение налогоплательщиков в связи с необходимостью уплаты налогов в бюджеты различных территорий.