Конституционные основы в системе налогов в Республике Беларусь
В. Закон (акт) о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РБ и законодательством порядка принятия.
Г. Закон о налоге должен вступить в силу в соответствии с нормами, закрепленными Конституцией РБ и актами законодательства.
Д. Законы о налогах должны быть конкретными и понятными для граждан; в них зафиксированы существенные элементы налогового обязательства.
Неопределенность норм в законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом.
) правовые позиции Конституционного Суда РБ.
Особая роль в охране конституционных норм в рассматриваемой сфере играет Конституционный Суд[2, c.39].
Законы Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов, устанавливающие или отменяющие налоги, сборы, повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов, применяются с момента вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
) закрепление субъектов, ответственных за проведение единой налоговой политики.
Конституционные основы налоговой системы состоят в определении субъектов, ответственных за обеспечение проведения налоговой политики. На необходимость проведения единой налоговой политики как особого направления деятельности государства непосредственно указывается в Конституции Республики Беларусь[2, c. 44]. Эта важнейшая составляющая налоговой системы закрепляется как функция Правительства - Совета Министров либо как составная часть финансовой политики[2, c. 39-40].
Налоговая система Республики Беларусь строится исходя из следующих принципов:
. Единства налоговой системы. Этот принцип закреплен в Налоговом кодексе Республики Беларусь в статье 2 пункт 4 -''Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушении Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствии для осуществления предпринимательской и другой деятельности организации и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами'';
. Подвижности налоговой системы - налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощение данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы;