Нормативно-правовое регламентирование предприятий коммунальной формы собственности
Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение финансирования его воспроизводства. на смену централизованному
В настоящее время на смену государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно- коммунальных услуг.
Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли.
В РБ разработана Концепция развития ЖКХ до 2015 года. Главным направлением реализации данной Концепции является выработка подходов к решению задачи обеспечения населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания с одновременным переводом субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе - расширенного воспроизводства в отрасли [19].
В связи с этим необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения системы финансирования, то есть переход от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Такой переход предполагается осуществить в три этапа.
В настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг.
Основные усилия на ближайшую перспективу (ориентировочно до 2006 года) должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне.
Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет:
совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
проведения демонополизации и развития конкурентной среды;
внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений;
дальнейшего упорядочения системы льгот- и усиления их адресной направленности, выделяемых на эти цели средств.
В целях экономической заинтересованности производителей услуг независимо от форм собственности на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены веб прочие источники возмещения затрат по предоставлению услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования.
Учитывая экономическую ситуацию в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения.