Цели, принципы организации финансового менеджмента
Вторая причина невозможности для предприятия реализовать продукцию по ценам выше себестоимости предопределяется отсутствием спроса. Решение этой проблемы затрагивает большой круг вопросов, связанных не только с политикой сбыта, но и производства и снабжения. Иным случаем является недостаточный объем продаж. В этих условиях цены рассчитаны грамотно, однако размеры реализации недостаточны для покрытия расходов. Здесь важно разобраться в причинах. Если данный продукт не нужен на рынке в объемах, производимых предприятием, то необходимо, с одной стороны, изучать возможности сбыта на других рынках, а с другой - решать вопрос о целесообразности сокращения производства.
Кроме этого могут быть случаи задержки поступления выручки от покупателей за отгруженный товар. Здесь предстоит внимательно разобраться в причинах. Если причиной является неплатежеспособность заказчиков по независящим от них причинам (долги государства), необходимо составить прогноз возможностей восстановления платежеспособности в будущем. Если причины в самих предприятиях, вновь встает вопрос о целесообразности производства вообще или по данной технологии в частности.
Помимо вышеперечисленных проблем у предприятия могут существовать чисто организационные проблемы сбыта. Скажем, неудовлетворительная собственная работа на рынке. В таких случаях необходимо срочно осуществить серьезное маркетинговое исследование с целью получения информации о спросе на данный товар и доведения информации о себе до потенциальных потребителей с последующим формированием собственной ниши на рынке и дальнейшим ее расширением.
Важное значение имеет вопрос рекламы. В кризисных условиях предприятие не может позволить себе дорогую имиджевую рекламу. Реклама должна быть максимально целенаправленной и строго рассчитанной с целью нанесения мощных, но строго направленных точечных ударов. Подобная тактика позволит увеличить объем продаж и уменьшить издержки.
Что касается непосредственно предприятия, то главной задачей является исследование всего процесса его функционирования. Вопросы, необходимые для изучения, можно разделить на две группы: вопросы, относящиеся непосредственно к организации производства продукции (услуг), торговли и т. д. в зависимости от профиля, и проблемы внепроизводственных расходов. При анализе первой группы вопросов менеджер изучает прежде всего состояние оборудования, его происхождения, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания, потенциальные возможности. На этом этапе менеджер определяет, насколько имеющееся оборудование предоставляет возможность вывести предприятие из кризиса. Затем можно перейти к анализу вопросов, непосредственно связанных с использованием оборудования. Это - виды применяемого сырья, состояние складского хозяйства, недвижимости, учета и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т. д. Одним из главнейших на сегодняшний день вопросов является также кадровый.
После изучения вопросов, касающихся непосредственно производства, следует перейти к околопроизводственным вопросам. Известно, что в экономике Казахстана часто наблюдаются явления нерационального использования предприятиями своей собственности. Многие предприятия имеют колоссальные территории, занятые под свалки, большие, нерационально используемые производственные помещения, неоправданно расширенный штат работников, не связанных с производством, проявления кумовства. Значительные средства предприятий обычно отвлекаются на содержание так называемой социальной сферы. Помимо того наблюдаются, часто нерациональные, слияния различных предприятий.
После анализа внутренних проблем финансовому менеджеру можно перейти к следующему блоку проблем - вопросам обеспечения бизнеса. Прежде всего целесообразно провести работу по изучению поставщиков сырья для основного производства. Важно внимательно изучить цены на необходимые виды сырья и оборудование, возможности их бесперебойной поставки, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать с вами и в дальнейшем. Кроме того, исследуются вопросы снабжения электроэнергией, теплом, водой. Практика подсказывает необходимость устранения возможности перебоев. Главнейшим является изучение работы по привлечению и подбору кадров. Порой реальна полная замена аппарата.