Научный инструментарий финансового менеджмента
Рыночная экономика в Казахстане набирает силу. Вместе с ней усиливается и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому предприятию может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. Любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но прежде всего путем оптимального соотнесения различных видов ресурсов.
Менеджмент представляет собой систему экономического управления производством, которую можно рассматривать с различных точек зрения:
как систему экономического управления, включающую совокупность принципов, методов, форм и приемов управления;
как аппарат управления;
как форму предпринимательской деятельности;
как науку об управлении.
Управление - это процесс выработки и реализации различных воздействий на объект управления, предназначенных для достижения выбранной цели. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями и всегда опирается на информационные потоки, осуществляя принятие решений на основе полученной совокупности информации.
Менеджмент имеет много аспектов, в том числе: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный. Каждый из них основан на относительно самостоятельных концепциях, и на практике ими занимаются разные специалисты. Когда речь идет о бизнесе, менеджмент можно рассматривать как форму управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности предприятий и коммерческих организаций. Как орган управления менеджмент - это менеджеры, которые представляют собой наделенный исполнительной властью руководящий состав компаний, банков, финансовых учреждений. Менеджер - это субъект управления, который посредством управленческих воздействий осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Для менеджмента традиционным является выделение следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационных структур управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития.
Функция организации предполагает необходимость структурирования объектов управления для разграничения полномочий, определения прав и обязанностей, функциональных разделений. С этой функцией связан процесс департаментализации, организационного построения внутренней системы управления и контроля.
Функция мотивации основывается на деятельности, направленной на практическое воплощение намеченного в жизнь. Реализации функции содействует процесс стимулирования деловой активности, производительности и качества труда. Содержание функции мотивации базируется на потребностях людей и факторах, определяющих их поведение.
Функция контроля представляет собой сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями.
Финансовый менеджмент, как важнейшая часть менеджмента, представляет собой форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент - наука управления финансами предприятия, направленного на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. Это управление финансами фирмы, направленное на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли.