Анализ налоговой нагрузки на национальную экономику на современном этапе
Современная финансовая наука и практика для оценки величины налогового давления оперирует такими показателями как уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая нагрузка на экономику.
Уровень централизации показывает, какая часть созданного страной валового внутреннего продукта аккумулируется в рамках ее бюджета для дальнейшего перераспределения в соответствии с общегосударственными потребностями.
Показатель налоговой нагрузки на экономику характеризует долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды в валовом внутреннем продукте государства.
Уровень налоговой нагрузки на экономику всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов. Это связано с наличием в доходах консолидированного бюджета республики наряду с налогами и неналоговых источников поступлений, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Национального банка, доходы от внешней торговли, поступления в иностранной валюте и от реализации конфискованного имущества и др.
Так, благодаря неналоговым поступлениям за 2010 год сформировано около 12 процентов доходов государственного бюджета. Соответственно, при централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета на уровне 44,6 процента налоговая нагрузка на экономику с учетом отчислений в фонд социальной защиты населения составила 40,3%. Данные представлены в виде табл. 1.2.
Таблица 1.2 − Информация об уровне централизации и налоговой
нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам за 2010 г., % к
ВВП
Страна |
Уровень централизации финн. ресурсов гос-ва |
Налог. нагр. на экономику |
Дания |
65,3% |
49,9% |
Бельгия |
57,4% |
44,0% |
Италия |
57,4% |
39,1% |
Великобритания |
56,5% |
37,3% |
Франция |
52,1% |
44,4% |
США |
42,2% |
28,0% |
Российская Федерация |
31,3% |
26,1% |
Республика Беларусь |
44,6% |
40,3% |
Источник: [http://www.nalog.by/d/mns_sdata/31_abs.htm].
Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.
В 2010 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений, как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В русле решения задачи по поэтапному снижению налоговой нагрузки, поставленной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2011 годы:
· была снижена ставка по НДС с 20 до 18% 1 января 2010 года;
· была снижена совокупная ставка по оборотным налогам с 4,5 до 3,9%;
· пересмотрены и отменены некоторые неэффективные концептуальные налоговые льготы;
· ужесточены подходы по предоставлению налоговых преференций в индивидуальном порядке.
В результате за 2010 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась.
В структуре налогов, принимаемых для расчета налоговой нагрузки, можно выделить три основные группы налогов: прямые, косвенные и смешанные.
На фоне укрепления позиций прямых налогов в структуре налоговой нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых в валовом внутреннем продукте в 2010 году составила 17,9% и относительно 2009 года сократилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало снижение ставок по налогу на добавленную стоимость и оборотным налогам.
1 2