Анализ рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает состояние эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;

предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;

расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.

Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие [46].

К основным показателям рентабельности относятся следующие:

рентабельность продаж Rп демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рост рентабельности продаж в целом оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки то продажи. Рассчитывается по формуле:

Rп = ЧП / ВП, (1.3)

где Rп - рентабельность продаж;

ЧП - чистая прибыль;

ВП - валовая прибыль.

рентабельность основной деятельности Ro.д характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия. Расходы на производство и сбыт определяются суммированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих и коммерческих расходов.

(1.4)

где Ro.д - рентабельность основной деятельности;

Ппр - прибыль от продаж;

СС - себестоимость;

Кр - коммерческие расходы;

Ур - управленческие расходы.

рентабельность совокупных активов Rса демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к ее совокупным активам. Снижение коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.

Rса = ЧП/ А, (1.5)

где Rса - рентабельность совокупных активов;

ЧП - чистая прибыль;

А - активы.

рентабельность внеоборотных активов Rва отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

Rва= ЧП/ ВА, (1.6)

где Rва - рентабельность внеоборотных активов;

ЧП - чистая прибыль;

ВА - внеоборотные активы.

- рентабельность всего капитала Rкапитала позволяет определить эффективность использования капитала предприятия. Рентабельность всего капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица капитала (валюто-баланса):

(1.7)

где Rкапитала - рентабельность всего капитала;

ПЧ - прибыль чистая;

ВБ - валюта баланса.

- рентабельность продаж позволяет определить эффективность использования выручки предприятия. Рентабельность продаж показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица выручки.

(1.8)

где Rnn - рентабельность продаж;

Ппр - прибыль продаж.

Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов: снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходить на новые перспективные технологии или виды продукции, управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага - чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие [53].