Анализ рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает состояние эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;
предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие [46].
К основным показателям рентабельности относятся следующие:
рентабельность продаж Rп демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рост рентабельности продаж в целом оценивается положительно даже при снижении абсолютных значений прибыли, поскольку указанный факт свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки то продажи. Рассчитывается по формуле:
Rп = ЧП / ВП, (1.3)
где Rп - рентабельность продаж;
ЧП - чистая прибыль;
ВП - валовая прибыль.
рентабельность основной деятельности Ro.д характеризует эффективность основной производственной деятельности предприятия. Расходы на производство и сбыт определяются суммированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, управленческих и коммерческих расходов.
(1.4)
где Ro.д - рентабельность основной деятельности;
Ппр - прибыль от продаж;
СС - себестоимость;
Кр - коммерческие расходы;
Ур - управленческие расходы.
рентабельность совокупных активов Rса демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем чистой прибыли по отношению к ее совокупным активам. Снижение коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
Rса = ЧП/ А, (1.5)
где Rса - рентабельность совокупных активов;
ЧП - чистая прибыль;
А - активы.
рентабельность внеоборотных активов Rва отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.
Rва= ЧП/ ВА, (1.6)
где Rва - рентабельность внеоборотных активов;
ЧП - чистая прибыль;
ВА - внеоборотные активы.
- рентабельность всего капитала Rкапитала позволяет определить эффективность использования капитала предприятия. Рентабельность всего капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица капитала (валюто-баланса):
(1.7)
где Rкапитала - рентабельность всего капитала;
ПЧ - прибыль чистая;
ВБ - валюта баланса.
- рентабельность продаж позволяет определить эффективность использования выручки предприятия. Рентабельность продаж показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица выручки.
(1.8)
где Rnn - рентабельность продаж;
Ппр - прибыль продаж.
Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов: снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходить на новые перспективные технологии или виды продукции, управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага - чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие [53].