Анализ издержек обращения
В современных условиях эффективность деятельности предприятия во многом предопределена правильностью выбранной стратегии управления, состоянием экономического потенциала, конкурентоспособностью организаций торговли. Одним из основных качественных показателей оценки эффективности деятельности выступают издержки обращения, характеризующие величину текущих затрат, связанных с доведением товара от производителя до потребителя.
Издержки обращения выступают базой для установления торговых наценок и формирования финансовых результатов. Поэтому минимизация издержек обращения, увеличение прибыли торговых организаций, повышение эффективности их деятельности выступают в качестве основных экономических предпосылок анализа издержек обращения [61].
Сравнительная характеристика основных направлений анализа издержек обращения в экономической литературе показала, что авторами предлагаются методики, включающие в себя следующие основные направления: анализ общего объема и уровня издержек обращения; анализ издержек обращения по статьям; факторный анализ издержек обращения.
Отличительной чертой в предлагаемых методиках являются количество и состав факторов, определяющих размер издержек обращения.
Методика экономического анализа издержек обращения включает в себя: изучение объекта анализа, его экономической сущности, классификации; определение целей и задач, источников информации; построение системы показателей, факторных моделей анализа показателей; оценку эффективности издержек обращения, оформление результатов анализа; оценку и использование результатов анализа; разработку управленческих решений, направленных на снижение общей суммы и уровня издержек обращения.
Основная цель экономического анализа издержек обращения торгового предприятия - на основе всестороннего анализа сделать заключение о рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их прогнозирование при выборе оптимальных управленческих решений для внутренних и внешних пользователей [68].
Исходя из поставленной цели и обзора существующих методических подходов можно сформулировать следующие задачи анализа издержек обращения:
объективное и всестороннее исследование объекта экономического анализа: изучение признаков классификации издержек обращения и их характеристика, оценка величины затрат в абсолютной сумме и в процентах к объему продаж за отчетный период, в динамике, по сравнению с другими организациями и с показателями издержек обращения по торговле в регионе и в целом по отрасли;
комплексная оценка результатов анализа;
подготовка принимаемых управленческих решений;
поиск и выбор альтернативного варианта действий;
оперативная оценка краткосрочных изменений издержек обращения (сравнение полученных результатов с плановым значением);
оценка эффективности принимаемых управленческих решений.
Объектами анализа издержек обращения являются: общая сумма и уровень издержек обращения, отдельные статьи и элементы издержек, издержки обращения по характеру используемых ресурсов и центрам ответственности; факторы, влияющие на сумму и уровень затрат.
1 2