Правовые основы исчисления и взимания единого налога при упрощенной системе налогообложения
Понятие единого налога в упрощенной системе налогообложения впервые введено на территории Российской Федерации Федеральным законом N 222-ФЗ от 29 декабря 1995 года «ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ». Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего тому с которого налогоплательщики переходят на режим «упрощенку», в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. Форма этого заявления утверждена приказом ФНС России от 19 октября 2002г. № ВГ-3-22/495. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Заявление подается в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет.
Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается:
· совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал),
или
· валовая выручка, полученная за отчетный период.
Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и вне реализационных доходов.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, части II.
Это означает, что организация или предприниматель может самостоятельно выбрать налоговый режим из двух возможных вариантов:
. общепринятая система налогообложения,
2. упрощенная система налогообложения, при условии соблюдения определенных ограничений.
Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен для маленьких предприятий и мелких предпринимателей. Законодатель ставит перед собой задачу облегчить положение представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений.
Организации, применяющие данный налоговый режим, единый налог заменяет:
· налог на прибыль организаций,
· налог на имущество организаций,
· единый социальный налог.
Организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают:
· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
· страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании», а также Федеральный Закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование;
· транспортный налог;
· налог на доходы физических лиц, как налоговые агенты (например, с доходов наемных работников);
· налог на добавленную стоимость, как налоговые агенты (например, с арендной платы, при аренде помещений);
· налог на прибыль, как налоговые агенты (например, с сумм начисленных и выплаченных дивидендов организациям - учредителям).
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны представлять в Инспекцию Министерства по налогам и сборам налоговую отчетность по выше перечисленным налогам, исчислять и уплачивать эти налоги в соответствии с общепринятым режимом налогообложения.