Порядок применения упрощенной системы налогообложения на территории Самарской области
Организации, применяющие два специальных режима налогообложения - упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, имеют общие расходы в виде коммунальных платежей или аренды помещения, если компания снимает одно помещение для обоих видов деятельности. Ничего сложного в распределении совместных расходов нет. Их сумма определяется исходя из доли дохода, полученного по каждому виду деятельности, в общем объеме выручки.
Итак, надо ли вести бухгалтерский учет или нет при совмещении двух режимов - упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход?
В первую очередь необходимо установить, предусмотрено ли это законодательством. Ведение бухгалтерского учета при правильном отражении доходов позволит компании вовремя воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения. В этом случае можно избежать доначисления налога, пени и штрафов.
Совмещение упрощенной системы налогообложения с общим режимом налогообложения далеко не редкое явление. У большинства бухгалтеров возникают сложности по распределению административных и иных расходов по двум режимам налогообложения.
У компаний есть несколько способов решения подобной задачи. Основанием послужило Письмо Департамента налоговой политики Министерства Финансов Российской Федерации от 28 апреля 2004 года N 04-03-1/59 "О распределении общехозяйственных расходов". В соответствии с пунктом 1 статьи 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового Кодекса Российской Федерации расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Это связано с тем, что размер расходов, который можно учесть в налоговом учете, необходим для определения налоговой базы именно по налогу на прибыль.
Согласно Налогового Кодекса Российской Федерации, расходы организаций, перешедших применение упрощенной системы налогообложения, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности. Расходы распределяются между видами деятельности по отчетным (налоговым) периодам, нарастающим итогом с начала года.
Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги по единому налогу по упрощенной системе налогообложения и налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.
Распределение административных и общепроизводственных затрат исходя из выручки не единственный способ. Можно делить расходы в зависимости от доли площади, которая приходится на каждый из видов деятельности. Если рассчитывать налоговые затраты исходя из площади, то алгоритм исчисления будет прежним. Сначала надо определить, какая часть общей площади помещения приходится на каждый из видов деятельности. Затем исчислить соотношение общего режима налогообложения и всей площади помещения. Полученное значение и будет являться тем числом, на которое надо умножить сумму расходов, относящихся к обоим режимам. У этого способа есть одно существенное «но». Его можно использовать только в отношении затрат на содержание помещения, которое занимает фирма (письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 4 октября 2006 года № 03-11-04/3/431). Фактически это лишь расходы на амортизацию, оплату коммунальных расходов. Одним из главных условий является то, что этот порядок должен быть обязательно закреплен в учетной политике фирмы.