Налоговое планирование как один из элементов управления финансами организации

Каждая организация заинтересована в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. В пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств может быть наименьшей. В этом случае финансовый отдел будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.

Этап 5.

Последовательная интеграция финансовых бюджетов. Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного отчета о прибылях и убытках, бюджета движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса).

Отчет о прибылях и убытках будет незавершенным до тех пор, пока не будут закончены расчеты по налогу на недвижимость (который рассчитывается после составления прогнозного баланса и связан с планом капитальных вложений - бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на недвижимость завершается только после составления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли.

После расчета налога на недвижимость и налога на прибыль корректируется прогнозный отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного бухгалтерского баланса.

Прогноз бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений внеоборотных и оборотных активов, суммы обязательств, капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативов по ликвидности баланса и финансовой устойчивости. После расчета и согласования всех бюджетов составляется бюджет движения денежных средств. В нем отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов.

Этап 6.

Контроль и анализ исполнения бюджета. Для объективного контроля исполнения налогового бюджета необходимо формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов. Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно, в срок до 10-20 числа следующего месяца.

Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности организации. Оно также позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять расходами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь, на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Рассмотрим методику планирования прямых налогов. Так, в первую очередь, необходимо определить - какие прямые налоги организация будет уплачивать в бюджет в планируемом периоде.

Так как Гомельское райпо осуществляет планирование поквартально с дальнейшей детализацией по месяцам в разрезе отдельных отраслей деятельности, разработаем план на первый квартал 2011 года по отрасли - торговля.

Гомельское райпо в плановом периоде будет уплачивать такие прямые налоги:

· налог на недвижимость;

· налог на прибыль;

· местный налог на развитие инфраструктуры города

· земельный налог;

· налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников.

Планирование налога на недвижимость осуществляется на квартал исходя из того, что квартальная ставка налога 0,25%. Объектом налогообложения является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств, являющихся собственностью Гомельского райпо или находящихся в его владении. Поэтому планирование на квартал осуществляется путем умножения планового размера остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных средств на 1 января 2011 год, скорректированного на плановый размер остаточной стоимости льготируемых основных производственных и непроизводственных средств, на ставку налога (формула 3.1):

(3.1),

где НН (ПЛАН) - плановый размер налога на недвижимость;

ОС - остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств;

ОСЛ - остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств.

В свою очередь, остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств определяется как разница между восстановительной стоимостью основных производственных и непроизводственных средств и суммой начисленной амортизации (формула 3.2):

(3.2),

где ВС - восстановительная стоимость основных производственных и непроизводственных средств;

ПСА - плановая сумма амортизации.

Плановая стоимость основных производственных и непроизводственных средств на первый квартал 2011 года, участвующих в торговой деятельности, составила 9853,5 млн. р., а износ - 4051,7 млн. р. Плановая стоимость льготируемых основных средств 1806,2 млн. р., а начисленный износ 1484,4 млн. р. Тогда плановый размер налога на недвижимость за первый квартал 2011 года составит:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5