Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (от 6 октября 2003 го. № 131-ФЗ) определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.
В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселений и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий (рис. 1). Эта модель предусматривает механизм распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающие возможность их передачи с одного уровня на другой.
Такая передача происходит, в зависимости от конкретных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района - к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении).
Первый уровень
Второй уровень
* 1, 2, 3, 4 - муниципальные поселения
Рис. 1 Схема двухуровневой модели организации местной власти
Кроме того, на базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований - городской округ, сочетающийся в себе признаки поселения, так и муниципального района. Заложенная в законе система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами и позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов.
Вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (полномочия органов местного самоуправления), можно условно разделить на пять основных групп:
1) Организация местного самоуправления на соответствующей территории и его правовое закрепление в уставе и иных нормативных правовых актах муниципального образования - принятие и изменение уставов муниципальных образований, установление норм, обязательных к исполнению на территории муниципального образования, том числе ведение налогов, регулирование социально- экономического развития муниципального образования, установление порядка природопользования и т.д.
2) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение социально- экономического развития муниципального образования - от имени населения органы муниципального образования осуществляют права собственника в отношении: средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, муниципальных земель и других природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности.
) Организация, содержание и развитие муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.
) Осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции.
) Осуществления контроля за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории муниципального образования, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления - организация и осуществление контроля представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц, внутренний контроль в исполнительно-распорядительной сфере.
К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, обеспечение материально-технических условий дошкольного и школьного образования, благоустройства территории, ряд других вопросов. Исполнение этих функций закрепляются отдельными статьями закона за каждым из уровней местной власти.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.