Состояние инвестиций и инвестиционный климат в России
Вследствие кризиса 2008 года макроэкономические показатели ухудшились, однако достигнутая ранее финансовая стабилизация не сорвана (Приложение 1).
В 2011 году инфляция возросла, составив за первые восемь месяцев около 30%, но не вышла за допустимые рамки. Обеспечена относительная стабильность рубля. Наблюдается устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса (13,3 млрд. долларов за первое полугодие, за аналогичный период 2010 года - 2,5 млрд. долларов.).
Существенно улучшился платежный баланс. Наблюдается рост промышленного производства (в августе 2011 года - на 14,2% по сравнению с августом 2010 года, за январь-август 2011 года - на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года).
Вместе с тем еще в 2008 году стало ясно, что только макроэкономической стабилизации и даже снижения процентных ставок будет недостаточно для возобновления экономического роста и повышения инвестиционной активности.
Нужны серьезные и комплексные институциональные изменения. Россия остро нуждается в реструктуризации своей экономики на современной технологической основе. Для этого потребуется за 20 лет более 2 трлн. долларов инвестиций из всех источников.
Сегодня износ основных фондов российских предприятий составляет более 50%. Объем инвестиций в основной капитал падает уже в течение 12 лет и в мае 2011 года составил 22% уровня 1991 года. Наблюдается значительный отток капитала, а всего за годы реформ, по наиболее взвешенным оценкам, он достиг 130-140 млрд. долларов.
Характеристика основных факторов инвестиционной привлекательности России и перспективы ее усиления
Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России - это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении качества трудовых ресурсов надо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качество рабочей силы, которую швейцарский институт Beri ежегодно определяет для 49 стран, ставит Россию близко к группе стран, не подходящих для размещения какого-либо производства. Трудовая дисциплина оценивается в 1/2 возможного максимального уровня.
Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явно слабая. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты.
Политическая нестабильность и непредсказуемость - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.
Объем государственного долга сопоставим с источниками обеспечения, временная структура платежей по его обслуживанию в целом благоприятна. В настоящее время внешний долг правительства РФ составляет чуть более 30 млрд. долларов, что эквивалентно приблизительно 5% ВВП 2010 г.
Состояние государственного долга предопределяет высокий кредитный рейтинг России и низкие процентные ставки, правда, основательно повышенные в связи с мировым финансовым кризисом (Приложение 2).
Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России - слабое государство. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях.
Радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3-4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, лишаются возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний. Весь контроль, позволяющий, в частности, распоряжаться денежными и материальными активами компании. Переходит к ФПГ. Такие действия создают высочайший риск для инвестиций, в первую очередь портфельных, обладатели которых обычно выступают в роли младших акционеров, что делает инвестиции бессмысленными. Захват контроля над предприятием, как правило, создает предпосылки для разворовывания имущества предприятия, перевода финансовых потоков в специально созданные компании, доведения предприятия до банкротства.