История органов управления финансами
Государственные органы управление на Руси начали создаваться в период правления Ивана III (1462-1505гг.). Ими стали приказы - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII века (приказная форма управления).
К числу финансовых приказов общегосударственной компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов) 4 приказ Новой четверти( осуществлял кабацкие сборы с Москвы и южных городов); приказ Большой казны( ведал государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет).
Приказами с областной компетенцией являлись четверти. Они занимались сбором налогов с определенной территории. Четвертей было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Кроме того, были приказ Казанского дворца (управлял Казанью, а также городами и уездами, расположенными на средней и Нижней Волге); Сибирский приказ (осуществлял управление финансами Сибири); Земский приказ (управлял Москвой и осуществлял сбор налогов с ее населения).
В период царствования Петра I (1682 - 1725 гг.) стала вводиться коллегиальная форма управления. Коллеги учреждены Петром I в 1717 - 1721 годах. Вместо всей массы приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств - коллегия, Коммерц - коллегия, Юстиц - коллегия и другие. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер - коллегия - ведала денежными доходами; Штатс - коллегия - управляла расходами государства; Ревизион - коллегия - осуществляла контрольные функции.
При Александре I (1801 - 1825 гг.), с учреждением в 1802 году Министерство (министерская форма управления) управления финансами стали осуществлять: Министерство финансов и банковской системе. Казначейство прекратило свое существование в 1926 году и заново возрождено в 1993 году.
В СССР Министерство финансов являлось органом централизованного управления всеми финансами страны [8 , c 44].
В зарубежных странах общее управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти и управления (таблица 1.3.1).
Структура органов управления финансами в зарубежных странах весьма разнообразна. Однако есть общие подходы, которые используют государства с рыночной экономикой. Так, например, налоговая служба организовывается с таким расчетом, чтобы свести к минимуму возможности сговора между налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов. Для этого административные функции распределяются между различными подразделениями налоговой службы внесением элемента самоконтроля, посредством которого деятельность сотрудников одного функционального подразделения является средством контроля деятельности сотрудников других функциональных подразделений [14, c 183]. При этом обращают внимание на то, чтобы налоговое ведомство не было настолько раздробленным, что его сотрудники неизбежно оказывались бы в тесном контакте с предприятиями и населением, которые они обслуживают.
Таблица 1.3.1
Органы управления финансами в других странах
Страна |
Органы законодательной власти |
Органы исполнительной власти |
США |
Конгресс |
Министерство финансов; Таможенная служба |
Великобритания |
Парламент |
Казначейство; Управление таможенных пошлин и акцизов |
Германия |
Бундестаг |
Министерство финансов |
Франция |
Национальное собрание |
Министерство экономики. Финансов и бюджета |
1 2