Аспекты реформирования управления государственными финансами
Прежде чем остановиться на анализе задач по проведению реформы государственного сектора экономики рассмотрим таблицу, в которой представлены основные компоненты успешно функционирующих бюджетных систем в индустриально развитых странах и в России [17, c 80].
Россия располагает бюджетной системой, сопоставимой с бюджетными системами развитых федеративных стран (таблица 2.2.1). Однако бюджетная система нашей страны еще очень молода, ей чуть больше 10 лет. Поэтому многие ее компоненты не могли за столь короткий срок получить развитие и достичь того качества ее компонентов. Которые мы наблюдаем в индустриально развитых странах.
Таблица 2.2.1
Сравнение индустриально развитых стран с РФ
Индустриально развитые страны |
Российская Федерация | |
Бюджетная система |
имеется |
имеется |
Основные компоненты бюджетной системы | ||
Бюджетное планирование и прогнозирование |
ведется |
внедряется |
Бюджетная политика |
имеется |
имеется |
Формирование бюджета в среднесрочной перспективе |
ведется |
разработана концепция |
Система бухгалтерского учета и административно-финансовой информации |
разработана |
ведется бюджетный учет |
Основной задачей реформы бюджетной системы в России является развитие в ее составе полноценных компонентов, приведенных в таблице. Эти компоненты служат основой для получения налогоплательщиками, кредиторами, инвесторами полной и объективной информации о последствиях экономических и финансовых операций государства [16, c 58].
Исходя из этого на первом месте стоит блок бюджетного планирования и прогнозирования. В настоящее время приступили к работе над трехлетним федеральным бюджетом на (2008-2010 года). Однако лучше было бы иметь горизонт финансового планирования от 5 до 7 лет, что обусловлено особенностями России. Тем не менее, систему трехлетнего финансового планирования можно рассматривать как промежуточную, так как она очень дорогая, и требует огромных материальных и финансовых человеческих ресурсов, доступность которых ограничивается возможностями российской экономики.
Бюджетная политика, второй по важности компонент успешно функционирующей бюджетной системы, нацелена на решение в основном тактических и оперативных задач, решаемых в рамках традиционного ежегодного бюджета. Однако задачи и цели бюджетной политики должны соответствовать долгосрочному финансовому планированию и увязываться с ним. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения государством экономической и финансовой стабильности в стране. Очевидно, что для государства предпочтительнее заблаговременно отслеживать потенциальные угрозы для экономической и финансовой стабильности, а значит и своевременно разрабатывать, принимать и осуществлять эффективные меры по недопущению турбулентного развития социально-экономического развития страны. Это легче обеспечить в условиях перспективного финансового планирования.
Следует отметить, что в России за период с 1994 года проделана огромная работа по реформированию государственного сектора, его бюджетной системы. Министерство финансов добилось ощутимых результатов по повышению качества управления государственными финансами. Не будет привлечением предложить тезис, о том, что федеральный центр решил стоящие перед ним задачи.
В настоящее время центр реформы управления государственными финансами перенесен на уровень субъектов Федерации и муниципальных образований.