Структура управления государственными финансами
Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально- экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, которое представляет единство управляемой(объекты) и управляющей (субъекты) систем.
Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах( объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы ( субъектов управления).
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строиться на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами - обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, и в итоге росте благосостояния населения.
Система управления государственными финансами представлена в приложении №1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития [ 17, c 81].
Общее управление государственной системы финансов осуществляют высшие органы власти и управления.
.Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) .
. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.
.Министерство финансов РФ (далее - Минфин России) - центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
К функциям Минфина России относятся следующие:
- внесение предложений по формированию финансовой политики;
- провидение мероприятий по реализации финансовой политики;
- разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
- осуществления методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
- организация разработки федерального бюджетного плана;
- участие совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны).
На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств организаций учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций [ 18, c 50].
1 2