Формирование и распределение финансовых ресурсов предприятия
По источникам финансовые ресурсы предприятия подразделяются на внутренние источники финансирования - это собственные (приравненные к ним) средства; внешние источники финансирования - это заемные средства.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции, различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений.
Таким образом, финансовые ресурсы в основном формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений. В свою очередь прибыль предприятия формируется за счет основного вида деятельности предприятия и за счет финансовых операций, производимых данным предприятием.
Прибыль от финансовых операций формируется за счет:
получения процентов по депозитам, облигациям, векселям;
доходов от операций с валютой;
доходов от участия в совместных предприятиях;
выручки от реализации выбывшего имущества;
различных целевых поступлений и т.д.
Кроме вышеперечисленных источников, финансовые ресурсы предприятия могут формироваться за счет мобилизации их на финансовых рынках. Это характерно для акционерных обществ, которые привлекают дополнительные финансовые ресурсы за счет выпуска и продажи ценных бумаг (акций или облигаций).
Финансовые ресурсы предприятия расходуются на следующие цели:
. Платежи финансово-банковским организациям по выполнению финансовых обязательств по уплате налогов, банковских процентов за пользование кредитами, погашение ссуд, страховые платежи.
. Инвестирование собственных средств в капитальные затраты, связанные с расширением производства, техническим перевооружением, переходом на новые прогрессивные технологии.
. Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на финансовом рынке.
. Выплата дивидендов по акциям и процентов по облигациям.
. Направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера.
. Использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсирование различных мероприятий.