Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация
Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика - отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.
В современных условиях можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:
) Налоговое бремя на макроуровне:
общегосударственный уровень;
территориальный уровень.
) Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):
уровень организации, учреждения;
уровень физического лица (индивидуума).
Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:
) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.
) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.
) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.
) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов[6].
При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов:
. Принципа разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.
. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве.
. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым правомотраслях(гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).
. Принцип комплексного расчета экономии и потерь.
При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.
. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины».
. При осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделить пристальное внимание документальному оформлению операций.
. Принцип конфиденциальности.
. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)[7, c. 57].
Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования.
Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.
Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно равен 40-45%.
Снижение ставок налогов (налогового бремени) позволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату, что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.
Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения (кривая А на рис. 13.1), в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени - уменьшается (кривая Б на рис. 13.1).
Рис. 13.1. Влияние налогового бремени (ставки налогов) Т на доход налогоплательщика до уплаты налогов (А), после уплаты налогов (В) и на доход бюджета (Б), а также на уход капитала в теневую экономику (Г)
Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов (кривая В на рис. 13.1), вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.
На приведенном графике (рис. 13.1) максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет (Д0) будет получена при ставке налога Т0 (налоговый предел). При дальнейшем увеличении ставки налога, например до величины Т2> Т0, доход бюджета уменьшится до величины Д1,2. Такой же доход можно получить, не увеличивая, а уменьшая ставку налога до величины Т1 < Т0. При этом у предприятий возрастет доход после внесения налоговых платежей и, следовательно, расширятся возможности развития производства, что создаст перспективы существенного роста налоговой базы. Кроме того, при ставке налога Т1 имеется возможность, в случае необходимости, быстро пополнить бюджет за счет повышения налоговых ставок до величины Т0. Если же ставка налога превышает величину Т0, то увеличить доходы бюджета за счет дальнейшего повышения ставок практически невозможно, а за счет снижения налоговых ставок до величины T0 - возможно лишь в перспективе по мере развития производства[9, c. 430].
1 2