Показатели хозяйственной деятельности туристической фирмы
Комплексный подход к изучению конечных результатов коммерческой деятельности туристических организаций позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе.
Для анализа эффективности производства и финансового состояния предприятия используются различные методы и показатели. Прежде всего, это система показателей, характеризующая эффективность использования ресурсов, их отдачу; показатели рентабельности.
Рентабельность - один из обобщающих показателей, характеризующих экономическую эффективность хозяйственной деятельности любой организации.[28]
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: [28]
) показатели, характеризующие окупаемость издержек и инвестиционных проектов,
) показатели, характеризующие прибыльность продаж,
) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе валовой прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.
Рентабельность измеряется в основном двумя показателями.
Первый определяется отношением прибыли от реализации к полной коммерческой себестоимости, выраженный в процентах. Этот показатель характеризует, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализации, т.е. характеризует окупаемость всех текущих затрат. [21]
= Прп / Зрп (1)
Или
= ЧП / Зрп (2)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию турпродута. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам товаров (работ, услуг).
Второй показатель рентабельности характеризует эффективность использования средств. Он определяется как отношение прибыли от реализации к среднегодовой стоимости основных и оборотных производственных средств.
Робщ = Пб / (Ос + Об) (3)
Таким образом, оба показателя рентабельности (уровень рентабельности) характеризуют окупаемость как текущих затрат, так и всех материальных ресурсов.
Рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки: [21]
= Прп / В (4)
или
= ЧП / В (5)
или
Рп = Прибыль / Объем продаж (6)
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по туристической организации и отдельном видам товаров (работ, услуг).
Кроме этого исчисляются рентабельность основного капитала: [6]
Рск = Прибыль / Основной капитал (7)
И рентабельность собственного капитала
Рск = Прибыль / Собственный капитал (8)
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в хозяйственную деятельность туристической организации за счет собственных источников финансирования.
В процессе анализа изучается динамика перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводятся межхозяйственные сравнения с предприятиями - конкурентами.
1 2