Разработка мероприятия по улучшению финансового состояния туристической фирмы ООО «Спутник»
Разработка бизнес-планов финансового оздоровления туристической организации аналогична известной задаче определения стратегии предприятия, но в специфических условиях, когда негативные тенденции не были своевременно вскрыты и каким-либо образом нейтрализованы, в результате чего корпорация попало в долговую яму, а негативные моменты различных сторон деятельности предприятия оказались запущенными.
Стабилизация деятельности туристической организации в кризисный период является необходимым условием ее вывода из кризиса, на этом этапе необходимо локализовать и минимизировать возможные последствия рискованной политики заимствования, которая привела к низкому качеству финансового состояния. Процесс стабилизации (рис. 2) представляет собой совокупность мероприятий по снижению кредитного бремени.
Как показывает проведенный анализ, основными причинами ухудшения качества финансового состояния туристической организации являются:
· неконтролируемый рост долгов предприятия;
· ухудшение качества дебиторской задолженности;
· неправильная ассортиментная политика и отсутствие спроса на реализуемые турпродукты и услуги;
· рост затрат предприятия и др.
В соответствии с выявленными причинами, влияющими на ухудшение качества финансового состояния предприятия, проводятся мероприятия по их фиксации и минимизации. Рассмотрим эти мероприятия в порядке указанных причин.
Рис. 2. Процесс стабилизации финансового состояния предприятия
При неконтролируемом росте долгов туристической организации проводятся мероприятия по закрытию договоров кредитования, а по существующим договорам проводится реструктуризация задолженности с помощью следующих процедур:
· переуступка прав требований;
· переоформление долгов в векселя с фиксированной датой погашения.
После применения этих мер снижается и растягивается на более продолжительный срок бремя обслуживания кредитов предприятия.
При ухудшении качества дебиторской задолженности могут быть использованы следующие мероприятия:
· факторинг с банком - держателем счета предприятия - дебитора;
· получение прав на использование дилерской и розничной сети предприятия - дебитора;
· переоформление дебиторской задолженности в векселя с возможностью их последующей передачи кредиторам предприятия.
При выявлении отсутствия спроса на турпродукты, реализуемые туристической организации, могут применяться различные маркетинговые ходы, а также радикальные мероприятия по переориентации ассортиментной политики, однако такие мероприятия требуют затрат, поэтому их проведение нуждается в четком технико-экономическом обосновании.
Рост затрат туристической организации зачастую свидетельствует о низкой организации финансовых потоков внутри предприятия. Одним из наиболее приемлемых способов упорядочивания финансовых потоков внутри предприятия является бюджетирование производственных процессов.
Таким образом, стратегия финансового оздоровления туристической организации включает в себя как план кардинальных перемен в деятельности предприятия (частичного или полного перепрофилирования), так и решение проблемы накопленных долговых обязательств.