Понятие и история развития лизинга
Как свидетельствует история, первое упоминание (документальное) о лизинговой сделке относится к 1066 г., когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 г., была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка: крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили таким образом амуницию.
Между тем до сих пор в научных кругах и среди предпринимателей не сформировалось единого мнения относительно сущности лизинга. Как правило, при раскрытии теории лизинга, прежде всего, приводят широко известное высказывание Аристотеля о том, что «богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой».
С данным высказыванием сложно не согласиться. Более того, по отношению к лизингу оно достаточно полно раскрывает его сущность и, как ни странно, указывает на непосредственные причины возникновения этого правового института: для извлечения прибыли посредством использования определенного имущества совсем не обязательно иметь его в собственности, достаточно лишь иметь право его использовать в целях извлечения прибыли.
Существует очень много точек зрения относительно истории возникновения данного правового института. Несомненным является тот факт, что лизинг считается одним из видов арендных отношений, имеющих древнюю историю.
Так, общеизвестно, что еще в древнем государстве Шумер заключались сделки, которые с определенной долей условности можно назвать прообразом лизинговых договоров. Обнаруженные в 1984 г. глиняные таблички в шумерском городе Ур содержат сведения об аренде земли, водных источников, сельскохозяйственных орудий, животных, рассказывают о храмовых священниках, заключавших договоры с фермерами, схожие по содержанию с современными договорами лизинга.
Еще в древние времена арендные сделки были тесно связаны с отношениями собственности. Подтверждением являются положения об аренде в Законах Хаммурапи (1775-1750 гг. до н.э.), а группа статей, посвященная отношениям собственности - самая большая в судебнике Хаммурапи.
В притче из Евангелия от Матфея в Новом Завете содержится повествование о владельце земли, который сдает в аренду виноградник и винный пресс, собственником которых он является. Римский император Юстиниан I (483-565 гг.) при кодификации римского права уделил особое внимание арендным отношениям в известных Институциях.
С древних времен по наши дни объектами арендных отношений выступали самые разнообразные типы собственности. В аренду сдавали и брали не только землю и орудия труда, но и корабли, военную технику, жилье, рабочую силу и т.д.
Однако, несмотря на различные теории, в том виде, в котором лизинг существует сейчас, он сформировался в США примерно в середине XX века. Как известно, в это время экономика страны остро нуждалась в инвестициях, которые позволили бы предприятиям развиваться, не опираясь исключительно на поддержку государства.
Теперь уже можно говорить о том, что сначала появился механизм лизинговых сделок, при котором финансовые организации приобретали по просьбе промышленных фирм машины и оборудование, а впоследствии передавали их этим фирмам в аренду, и только потом были отрегулированы правовые отношения: раздел 2А «Договоры аренды» Единообразного торгового кодекса, призванный урегулировать также и отношения по договорам лизинга, был принят только в 1987 г. В США, где рассматриваемый правовой институт существует давно. До сих пор нет специального примерного закона о лизинге, однако об этом речь пойдет несколько позже.
Толчком к широкому применению лизинга в США и Западной Европе послужило развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, желая уйти от излишних обременительных расходов, стремились приобретать локомотивы и вагоны не в собственность (по договорам купли-продажи), а лишь в пользование. В этих целях на первоначальном этапе применялся институт доверительной собственности. Затем активная заинтересованность компаний - производителей транспортных средств - в реализации произведённой ими продукции, а финансовых - в выгодном вложении капитала привела к изменению системы инвестирования.
Финансовые компании стали приобретать транспортные средства и иное оборудование, необходимое транспортным компаниям, у определённого производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с передачей их последним в аренду. В начале 50-х гг. XX века массовый характер в США приобрела сдача на основе лизинга эксплуатирующим организациям технологического оборудования, машин, морских судов, самолётов и т.д. В роли лизингодателей стали выступать дочерние фирмы коммерческих банков США. С разрешения Федеральной резервной системы США банки создавали эти дочерние фирмы специально для осуществления лизинговых операций. Так появились лизинговые компании.
С конца 50-х гг. договор лизинга получил широкое применение в деловой практике фирм Западной Европы и Японии, а в настоящее время используется практически во всех странах. Причиной такого быстрого восприятия новой формы договорных отношений стали те выгоды, которые стороны получали при заключении договора. Как правило, договоры лизинга, стимулировавшие приток инвестиций, поощрялись правительствами государств, и в национальном законодательстве предусматривался целый ряд льгот для участников лизинговых сделок.