Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации
В Российской Федерации продолжаются начатые экономические преобразования. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой. Решающую роль в управлении экономикой страны играют финансы. В нынешнее время резко возрастает значение финансовой системы, основным звеном которой является бюджетная система страны.
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - районов, городских округов, городских и сельских поселений. Бюджет каждого муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетным кодексом РФ.
Развитие местного самоуправления - дело большой государственной важности, а не местного значения, оно имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов заключается в следующем:
создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов;
формирование бюджетов муниципальных образований дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально - экономическое развитие района;
с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий;
имея в своем распоряжении финансовые средства органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг населению;
концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизовано направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития регионов и приоритетных отраслей;
финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых производств.
Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
В условиях реформы местного самоуправления, администрации городских и сельских поселений набираются опыта самостоятельного хозяйствования. В этой работе немаловажной задачей является нахождение путей укрепления доходной базы местных бюджетов в условиях действующей системы налогообложения.
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более десяти лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем не менее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели:
ужесточение налоговой дисциплины;
формирование цивилизованного института налогоплательщиков;
упрощение налоговой системы;
налоговое стимулирование производства;
развитие в стране муниципальных налоговых систем.
До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строилась преимущественно по политическим мотивам. Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления.
Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. В таких условиях нельзя мирится с тем, сто муниципальный бюджет, как и прежде, остается бесправным филиалом бюджета субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются «с верху» расходные нормативы, в результате чего по несколько раз в течение года изменяются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. В таких условиях трудно рассчитывать на стабильность местных бюджетов.
Сейчас важно перейти к таким действиям в формировании бюджетных и налоговых отношений, которые отвечали бы целям стабилизации экономики и гармонично сочетали дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Развитие местной налоговой системы, как и в целом налогообложения в России, требует совершенствования организации управления налоговыми и финансовыми службами.
Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и реализация ее функций с помощью органов власти субъектов Федерации реально послужат укреплению Российской государственности.
Цель дипломной работы - нахождение путей укрепления доходной базы местных бюджетов в условиях современной налоговой системы.
Задачами дипломной работы являются:
выявление особенностей бюджетного процесса в муниципальных образованиях;
уточнение понятия «доходы местных бюджетов» под углом взаимосвязи доходной базы местных бюджетов с изменениями в налоговой системе;
структурирование тенденций формирования доходов местных бюджетов;
- выявление сильных и слабых сторон налоговой политики государства;
изучение состава и сущности, теоретических и правовых основ взимания местных налогов;
- изучение источников формирования доходной базы местных бюджетов;
предложение комплекса мер, направленных на укрепление доходной базы местного бюджета.
Объектом исследования дипломной работы является бюджет города Каменск-Шахтинского.
Дипломная работа выполнена с использованием следующих программных продуктов: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Equation 3.0.
1. МЕСТНЫе БЮДЖЕТы и их РОЛЬ в БЮДЖЕТНой СИСТЕМе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
бюджетный процесс налоговая система
- Бюджетная система Российской федерации, ее место в социально-экономическом развитии государства
- Местные бюджеты - третий уровень бюджетной системы Российской Федерации их роль и значение в социально-экономическом развитии территорий
- Доходы бюджетов
- Роль местных налогов в формировании доходной части бюджета
- Формирование доходов бюджета города Каменск-Шахтинского за 2008-2010 годы
- Налоговые доходы бюджета города Каменск-Шахтинского
- Налог на доходы физических лиц
- Налог на совокупный доход
- Земельный налог
- Налог на имущество физических лиц
- Государственная пошлина
- Применение налогового паспорта муниципалитета и показателя налогового потенциала с целью улучшению финансового положения местных бюджетов
- Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами