Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций
В настоящее время предусмотрены следующие формы отчетности (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 32):
некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством РФ;
структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых на территории РФ программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.
Состав отчетности
.
Бухгалтерская отчетность.
Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит:
из бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительной записки.
Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств).
Налоговая отчетность.
Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога.
Некоторые некоммерческие организации с 2003 г. перешли на упрощенную систему налогообложения и отказались от ведения бухгалтерского учета методом двойной записи. Следовательно, они освобождены от составления годовой бухгалтерской отчетности. В этих случаях они могут представить в налоговую инспекцию только отчетность в виде декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и книги учета доходов и расходов [1].
Отчет по целевому проекту.
Финансирующие (донорские) организации в основном интересуются исполнением профинансированных ими проектов. При составлении содержательного и финансового отчетов по целевому проекту следует учитывать нормы и правила, разработанные и предписанные донором. К донорским организациям, которые могут быть заинтересованы в пользовании отчетностью по целевым проектам и программам, относятся российские государственные учреждения (средства бюджетов любого уровня), коммерческие фирмы, негосударственные некоммерческие организации, правительства иностранных государств, зарубежные и международные благотворительные организации, в том числе фонды.