Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций
Целями изучения донорскими организациями отчетности некоммерческих организаций могут быть:
· оценка эффективности расходования целевых средств и реализации целевого проекта или программы;
· определение соблюдения некоммерческой организацией специфических процедур или правил, которые предписаны финансирующей (донорской) организацией;
· определение финансового состояния некоммерческой организации.
В первых двух случаях доноров интересует следующая информация:
· данные о ходе реализации целевого проекта или программы;
· содержательные отчеты руководителя организации и (или) проекта;
· финансовая отчетность НКО по целевому проекту или программе.
В последнем случае доноры интересуются внешней финансовой (бухгалтерской) отчетностью организации.
Особое место в составе отчетности некоммерческих организаций занимает содержательный отчет по целевому проекту. Формы этого отчета также нередко разрабатывают донорские организации. Как правило, отчет содержит номер и название проекта, сроки его проведения. В нем описываются политические, социальные и экономические условия проведения проекта, ход реализации проекта и цели, которые были достигнуты в результате его проведения, приводятся анализ проделанной работы и комментарии руководителя проекта [1].
По мнению М.В. Батуриной, далеко не все формы отчетности помогают в составлении мнения о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Прежде всего следует устранить повторы, что, возможно, имеет место в ст. 29 Закона об общественных объединениях. Кроме того, эксперты, которые работают в некоммерческом секторе, давно ставят вопрос о содержательности финансовой отчетности некоммерческих организаций.
Аудит.
Дополнительным инструментом контроля является аудит финансовой отчетности некоммерческих организаций. В рамках изложенного по поводу содержательности финансовой отчетности некоммерческих организаций возникают вопросы, связанные и с целесообразностью проведения аудита этих организаций разработанными методами.
В частности, М.В. Батурина, считает, что, поскольку жесткая отчетность некоммерческих организаций позволяет судить независимым пользователям как об отдельных программах и проектах некоммерческих организаций, так и о деятельности в целом, аудит для российских некоммерческих организаций является формальностью, так как система организации учета и представления отчетности имеет в себе необходимые механизмы внутреннего контроля [1].
Поэтому стоит вопрос о разработке особых методов анализа, результаты которых смогли бы дать представление об уровне финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций. Финансовое состояние организации может характеризоваться количеством и видами источников финансирования, что, в свою очередь, влияет на степень финансовой независимости, а также структурой, размещением и использованием активов.
По мнению Е.А. Мизиковского и С.Г. Карпицкой, с учетом того, что во всем мире наличие и публичность аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, способствуют увеличению доверия к экономическому субъекту, представляется целесообразным общественным объединениям проводить ежегодную аудиторскую проверку финансовых документов и состояния бухгалтерского учета с целью подтверждения достоверности их финансовой отчетности, а также ввести в практику обязательную публикацию аудиторского заключения и отчетности, включающей содержательные аспекты осуществляемой деятельности [6].