Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации
финансовый контроль законодательство государственный
Роль государственного финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования государственного финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности деятельности органов его осуществляющих, то есть увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов).
Главные проблемы, стоящие перед государственным финансовым контролем в настоящее время [40, с. 32]:
отсутствие полноценной и качественной законодательной базы контроля. Государственный финансовый контроля не стандартизирован, отсутствуют общие для унификации полномочий контрольно-надзорных органов правила контроля, не регламентирована его периодичность;
несоответствие контрольной деятельности государственных органов требованиям сегодняшнего дня. При этом существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;
не определены место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе. В результате отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля;
пересечение направлений в деятельности контролирующих органов, отсутствие соответствующей координации, что порождает неоправданное дублирование. Органы государственного финансового контроля в реальной практике слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними не организованы, имеет место разобщенность и раздробленность при проведении финансового контроля [37, с. 42].
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля и повышение его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. Отсутствие общих подходов к классификации государственного финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативных правовых актов, способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля, законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих ор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации, о статусе контрольно-счетных органов.