Тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации
Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий в обеспечении обмена соответствующей информацией между контрольными органами.
Актуальными остаются вопросы координации деятельности органов государственного финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов [49, с. 36].
Практика финансового контроля предлагает все более сложные задачи: нарушения становятся все более изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий. Увеличение численности ревизоров и создание новых служб не решат задачу усиления контроля в полном объеме, поэтому нужно совершенствовать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации ревизоров-профессионалов.
Для усиления государственного финансового контроля и определения реальной картины сохранности и использования государственных средств необходимо создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля.
Выявление и разработка показателей эффективности государственного финансового контроля, их систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контроля и его результатами является задачей, требующей проведения целенаправленной методологической работы с использованием единых подходов при разработке стандартов государственного финансового контроля.
Также следует установить уголовную и административную ответственность за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, внести поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации и закон «О Счетной палате Российской Федерации», дополнить банковское законодательство [5, с. 38].
В среднесрочной перспективе органам государственного финансового контроля требуется существенно перестроить свою работу по мере перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Оно позволит достаточно четко определять результативность бюджетных расходов, а следовательно, даст возможность рассчитывать эффективность использования средств. В связи с этим одной из основных задач контрольно-ревизионных органов станет разработка методических материалов по формализации контрольных процедур и оценке эффективности государственных расходов по достигнутым результатам.
В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия: