Основные принципы и методы планирования доходов и расходов местного бюджета
Существующая сегодня система управления региональными финансами характеризуется серьезными изъянами бюджетного планирования, в особенности на местном уровне, что тесно связано с понятием «бюджетный механизм», так как бюджетное планирование - одно из звеньев бюджетного механизма. В данной работе под «бюджетным механизмом» понимается совокупность трех взаимосвязанных звеньев:
бюджетного планирования - централизованного распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня;
бюджетного регулирования - перераспределения средств с целью обеспечения территориальным бюджетам минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий;
бюджетного контроля (контроля за исполнением бюджета) - важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
Важнейшей составляющей бюджетных доходов являются налоговые доходы, формирование которых осуществляется с использованием «налогового механизма».
В данной работе под «налоговым механизмом» понимает совокупность инструментов, посредством которых государство изымает у граждан и организаций их средства в бюджеты всех уровней и в иные фонды.
Налоговый механизм включает в себя:
элементы, составляющие налоговую систему (налоги, налоговое законодательство, налоговые администрации с их функциями и полномочиями);
возложение на отдельные категории плательщиков обязанностей исчисления и уплаты обязательных платежей, предоставления налоговой отчетности и ее контроль;
правила, процедурные вопросы и меры регулирования налоговых поступлений.
Вся совокупность отношений, складывающаяся при формировании бюджетов регионов, важнейшей составляющей которой являются налоговые отношения между государством и плательщиками, реализуется посредством бюджетно-налоговых механизмов. Под бюджетно-налоговыми механизмами понимается совокупность трех взаимосвязанных звеньев: бюджетно-налогового прогнозирования и планирования, бюджетно-налогового регулирования и бюджетно-налогового контроля, наполненных соответствующими элементами.
По результатам исследования обозначены следующие проблемы функционирования бюджетно-налоговых механизмов в региональной экономике: чрезмерной ориентации бюджетно-налоговой политики государства на максимальную концентрацию косвенных налогов в федеральном бюджете; пополнения доходных налоговых источников региональных бюджетов преимущественно за счет фактического перераспределения федеральных налогов при недостаточности собственных налоговых поступлений; уменьшения в динамике последних пяти лет поступлений из федерального бюджета в территориальные бюджеты по всем направлениям межбюджетных расчетов; низкой налоговой самообеспеченности региональных бюджетов при закрытом перечне налогов Российской Федерации по Налоговому Кодексу; неразделенности налоговых полномочий центра и субъектов Федерации.
Анализ развития муниципальных финансов советского периода показал, что местные бюджеты на этом этапе выполняли роль расчетно-кассовых подразделений нижнего уровня. Их финансовая база за счет собственных источников формировалась в объеме менее одной трети, а по налоговым поступлениям не более трех - пяти процентов. Была практически разорвана реальная связь между социально-экономическими интересами местного (территориального) сообщества и результатами финансовой деятельности предприятий и населения в рамках данного территориального хозяйства. К началу 90-х годов XX века формирование бюджетной системы было жестко централизованным: для всех элементов системы бюджетной иерархии был характерен высокий уровень зависимости от вышестоящего управленческого звена. На начало 2000-х годов процесс управления общественными финансами характеризовался глубокими внутренними противоречиями в том числе и на местном уровне.
1 2