Пути развития кредитно-финансовой системы Российской Федерации
Высокая доля чистого экспорта в ВВП России является результатом противостояния внутренней и внешней кредитно-финансовой систем. Внешняя среда всегда стремиться увеличить задолженность страны, оплата процентов по ним будет сопровождаться потребностью в деньгах, которые можно получить в обмен на товары, вследствие чего увеличивается объем чистого экспорта. Чистый экспорт характеризует отток реальных ценностей из страны.
Существующий дисбаланс в объемах произведенных ценностей в сфере реального сектора экономики и потребленного обуславливается особенностями функционирования кредитной финансовой международной системы. При отсутствии средств платежа и любого вида кредитования, если бы международный обмен был возможен только бартером, внешний торговый баланс любой страны на длительном периоде всегда равнялся бы нулю. Только при существовании кредитной финансовой системы показатели внешнего торгового баланса могут длительное время сохранять свои положительные или отрицательные значения.
Так же кредитно-финансовая система оказывает большое влияние на темпы развития экономики страны, высокий уровень процентных ставок по кредитам и инфляция могут вызвать значительный спад в отраслях экономики с длительным производственным циклом, таких как промышленность и сельское хозяйство. И наоборот удержание низких ставок по кредитам будет стимулировать развитие всех отраслей народного хозяйства.
Таким образом, основной задачей при управлении кредитной финансовой системой государства является достижение нулевого внешнего торгового баланса страны в долгосрочном периоде и стабильное развитие экономики, исключающее финансовые кризисы.
Основные функции управления финансовой системой страны несет Центральный Банк Российской Федерации. Соответственно, именно от его действий зависят как темпы развития экономики в целом, так и внешний торговый баланс. Пока рубль будет сохранять низкую покупательную способность, экспортируемые товары будут обмениваться на иностранные деньги, взамен мы сможем получать товаров меньше на сумму уплаченных процентов по международным кредитам. Фактически мы отдаем природные ресурсы нашей страны, товары, которые явились результатом труда реальных людей за бумагу или начисление цифр на электронных счетах.
Вероятность выполнения любой задачи напрямую зависит от четкого формулирования цели и четких критериев оценки ее достижения. Согласно федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" “…основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России”.
Ни одна из трех целей не может быть оценена на предмет полноты ее достижения, при этом “в 2009 году Центробанк России заработал в 2,6 раза больше, чем годом ранее, - 251,42 млрд. руб. против 97,78 млрд. руб. По итогам 2008 года рост был еще более впечатляющим - прибыль выросла в четыре раза” [38]. Любая управляющая компания может точно сказать, на сколько процентов выполняется план достижения целевых показателей практически в любое время, но насколько процентов справляется со своими обязанностями центральный банк нашей страны, не может сказать никто. На мой взгляд, критериями оценки деятельности центрального банка любой страны должны служить показатели внешнего торгового баланса, инфляции и уровня общей задолженности по кредитам в денежной массе страны. Если все три параметра планомерно снижаются, то следует признать, что руководство центрального банка проводит эффективную финансовую политику.
Авторы аналитического доклада о структурной модернизации финансовой системы России Института Современного Развития при Банке Москвы, так же считают, что для успешного развития экономики России в дополнении к четкому формулированию задач Центрального Банка Российской Федерации следует добавить персональную ответственность его руководства:
“Независимость Банка России должна сопровождаться высокой степенью прозрачности и ответственности. В настоящее время он несет минимальную ответственность за результаты своей политики. Ежегодно денежные власти без всяких «последствий» могут не выполнять целевые ориентиры денежно-кредитной политики. Для повышения ответственности центрального банка следует использовать стимулы и санкции за ошибки в денежно-кредитной политике. К санкциям следует относить освобождение от должности Председателя Банка России в случае, если целевые ориентиры по инфляции не выполняются три года подряд. В качестве мягких стимулов может рассматриваться введение так называемых «контрактов Уолша», когда вознаграждение руководителей центральных банков увязано с макроэкономическими результатами политики. Кроме того, Банк России должен нести большую подотчетность перед обществом, что предполагает, в том числе, его более высокую прозрачность” [27, с. 55].