Является ли в современных условиях фискальная монополия косвенным налогом
Современная российская экономика все еще продолжает этап становления рыночных отношений и, с учетом длительного опыта развития плановой экономики, сохранила отдельные её элементы. Одним из главных недостатков российской экономики является чрезвычайно высокая монополизация сферы производства, а также отдельных рынков сбыта. При этом приоритетную роль в этих монополиях занимают государственные компании или акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Понятно, что наличие исключительного права на производство и/или реализацию товаров, работ и услуг позволяет государству не только получать значительные доходы (сверхприбыль), но и более жестко контролировать отдельные важные направления экономики или сферы производства (в условиях неразвитого антимонопольного законодательства). Однако экономическая теория и практика предлагают более эффективный вариант постепенного (экстенсивного) реформирования государственной монополизации. Речь идет о фискальной монополии.
Фискальная монополия - предмет острых дискуссий, однако её определение является устоявшимся. Государственная фискальная монополия - это полная или частичная монополия государства на производство и/или продажу товаров, работ, услуг. Государственная монополия происходит от регалии - права или возможности исключительного получения дохода. Понятие фискальной монополии и регалии тесно связаны и имеют единую природу. В современной литературе также поднимается вопрос о том, сохранились ли в современных государствах фискальные монополии именно как налоговые платежи (парафискалитет).
Попробуем определить сущность фискальной монополии. Известно, что при наличии монополии на каком-либо рынке, цены на продукцию фирмы-монополиста необоснованно завышаются. При фискальной монополии в роли монополиста выступает государство, которое включает в цену товара вместо специфической (характерной для любой монополии в виде сверхприбыли) монопольной надбавки, дополнительную надбавку в виде фискальной монополии. Эта надбавка и выступает в роли налога. При этом возможен вариант существования в цене и монопольной надбавки, и фискальной монополии.
Существуют различные взгляды относительно вопроса “является ли фискальная монополия косвенным налогом». У. Пэтти в работе «Трактат о налогах и сборах» посвятил целую главу проблеме монополии. «Монополия (как показывает само слово) означает исключительное право продажи. Ярким примером монополии является налог на соль, взимаемый французским королем, причем он продает за 60 то, что стоило ему лишь единицу».
Очевидно, что Пэтти относил к категории налога то, что сейчас принято называть фискальной монополией. Кроме того, ряд дореволюционных ученых, таких как Э.Н. Берендтс, С.И. Иловайский, А.А. Соколов, относили фискальную монополию к косвенным налогам.
С другой стороны, российский дореволюционный финансист А. фон Рутцен говорил, что фискальная монополия - это «прежде всего способ обложения этого продукта; если же продукт был обложен до введения монополии, то монополизирование его производства или продажи является одним из способов изменения размеров обложения и способом взыскания сбора».
Попытаемся выяснить, реализуются в фискальной монополии функции налога? Самая распространенная классификация функций налога включает