Является ли в современных условиях фискальная монополия косвенным налогом

1. фискальную функцию

2. регулирующую функцию

. контрольную функцию

Основная задача фискальной монополии - пополнение казны. Таким образом, можно уверенно говорить о том, что с помощью фискальной монополии формируются финансовые ресурсы государства, тем самым выполняется фискальная функция налога. Фискальная монополия поступает в казну и обезличивается, в то время как монопольная надбавка используется, прежде всего, на цели самой организации-монополиста.

Кроме того, фискальная монополия обычно преследует не только фискальные цели, но является и мощным регулятором социально-экономических отношений и процессов. Например, питейная монополия помимо существенного пополнения государственной казны, призвана регулировать объем производства, продажи и потребления алкоголя, цены на него, а также качество продукции.

Наконец, контрольную функцию фискальная монополия выполняет сполна, ведь характерный признак монополии - полная информация о рынке. Через фискальную монополию государство получает объективную картину рынка, может отслеживать мельчайшие изменения различных экономических показателей. Итак, мы можем утверждать, что государственная фискальная монополия выполняет все функции налога.

Налог также обладает и специфическими чертами, которые отличают его от всех остальных платежей. Среди них выделяют:

1. Обязательность (императивность)

2. Законодательное оформление

. Индивидуальную безэквивалентность (безвозмездность)

. Периодичность (регулярность)

Рассмотрим фискальную монополию с позиций этих признаков. Налог является обязательным платежом. Однако, многие исследователи не находят у фискальной монополии данного признака. Например, по мнению Н.В. Яковлевой «если монопольный товар не будет приобретен, государство не получит дополнительную прибыль в виде разницы в цене, то есть не получит тот самый косвенный налог, которым она является, согласно сложившимся представлениям». Тяжело не согласиться, не купишь - не уплатишь! Однако в соответствии с этой позицией, можно утверждать, что транспортный налог налогом не является, ведь гражданин может не приобретать автомобиль, тем самым, избегая транспортный налог. Речь же идет о том, что, покупая монопольный товар, вы не можете не уплатить надбавку в цене, как, имея машину, - не уплатить транспортный налог. В этом и заключается обязательность. Особенно важным является тот факт, что устанавливая фискальную монополию, государство формирует доходы бюджета, которые как и другие обязательные платежи идут на удовлетворение общественных потребностей.

Следующий признак налога - законодательное оформление. Налог, являясь платежом обязательным, должен быть законодательно установлен. Что касается фискальной монополии, то она, как правило, не носит свойственного налогу законодательного оформления: объект, ставка, порядок исчисления, сроки и порядок уплаты не отражены ни в одном официально публикуемом документе. Но все же, любая деятельность государства должна быть регламентирована, поэтому при создании фискальной монополии ряд законов все же издается, однако данные акты носят, по большей части, закрытый, а иногда, и условный характер. Ведь государство, по сути, являясь владельцем компании, устанавливает от имени её руководства внутренние документы, обладая одновременно как полномочиями по установлению любой цены на товары, так и полностью распоряжаясь получаемой прибылью.

Перейти на страницу:
1 2 3 4