Методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции.
В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг. Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III.
Рейтинг, и значимость, показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке.
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах.
В практике банков США применяются «The rules of six C» (Правила шести СИ).
. Character. (Характер заемщика.) Кредитная история клиента. Опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом Цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов. Кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись или гарантов по испрашиваемому кредиту.
Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент может достаточно точно указать цель получения кредита, и имеет серьезные намерения погасить его. Ответственность, правдивость и серьезность намерений клиента погасить всю задолженность составляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.
. Capacity (Способность заимствовать средства). Подлинность клиента и гарантов. Копия устава, решений и других документов о юридическом статусе заемщика. Описание историй юридического статуса владельца; осуществляемые операции, продукция, основные клиенты и поставщики заемщика.
Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор. Данная характеристика клиента известна как его способность заимствовать кредитные средства.
. Cash (Денежные средства). Прибыль, дивиденды и объемы продаж в прошлом. Достаточность планируемого потолка наличности и наличие ликвидных резервов. Сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость товарно-материальных запасов. Структура капитала. Контроль над расходами, показатели покрытия. Динамика цен на акции, качество управления. Содержание аудиторского заключения. Последние изменения в бухгалтерском учете.
Ключевой момент любой кредитной заявки состоит в определении возможностей заемщика погасить кредит. В целом заемщик имеет только три источника погашения полученных им кредитов:
а) потоки наличности
б) продажа или ликвидация активов
в) привлечение финансов
. Collateral (Обеспечение). Право собственности на активы, их срок службы. Вероятность морального старения активов. Их остаточная стоимость
Степень специализации по активам. Право ареста, долги и ограничение. Обязательства по лизингу и закладные. Страхование клиента, гарантии, относительные позиции банка как кредитора; судебные иски и положение с налогообложением; возможные будущие потребности в финансировании.
При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту?
. Conditions (Условия). Положение клиента в отрасли и ожидаемая доля на рынке. Сопоставление результатов деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли. Конкурентоспособность продукции, чувствительность клиента и отрасли к смене стадий делового цикла и изменений технологии. Условия на рынке рабочий силы. Влияние инфляции на баланс фирмы и поток наличности клиента. Долгосрочные отраслевые прогнозы, Правовые, политические факторы, факторы, связанные с окружающей средой.