Особенности учета финансовых результатов от продаж товаров и услуг в организации
Методика формирования финансового результата в бухгалтерском учете закрепляется в учетной политики организации.
Типовые бухгалтерские записи приведены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Бухгалтерские проводки, отражающие операции, связанные с продажей товаров и услуг, определяющие финансовый результат организации
Хозяйственные операции |
Дебет |
Кредит |
Признана выручка от продажи товаров или оказания услуг |
62 |
90-1 |
Начислен НДС с выручки от продаж |
90-3 |
68 |
Списана себестоимость проданных товаров, услуг |
90-2 |
20, 41,43 |
Списаны расходы на продажу продукции |
90-2 |
44 |
Списаны общехозяйственные расходы (условно-постоянные) |
90-2 |
26 |
Списана сумма учтенной с начала года выручки от продажи товаров, услуг |
90-1 |
90-9 |
Списана себестоимость проданной в течение отчетного года товаров, услуг |
90/9 |
90-2 |
Списана сумма НДС, начисленная в течение года с выручки от продаж |
90-9 |
90-3 |
Списана сумма начисленных за отчетный год акцизов |
90-9 |
90-4 |
Списана сумма начисленных за отчетный год экспортных пошлин |
90-9 |
90-5 |
Выявлен финансовый результат от продаж товаров, услуг - на сумму прибыли - на сумму убытка |
90-9 99 |
99 90-9 |
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж, 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» .
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Кроме того, аналитический учет по данному счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
Рассмотрим с использованием практической ситуации особенности отражения в бухгалтерском учете продажу готовой продукции при нормативном учете (таблица 2.1.2).