Комплексная разработка программы финансово-экономических мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций
. Налоговыми мерами защиты предприятий являются:
1) Осуществление эффективного налогового планирования и антикризисный эффект от использования различных налоговых режимов на предприятии,
) Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и налоговые льготы, как налоговая мера защиты предприятия,
) Комплексная разработка программы мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций.
Государство, исходя из общих интересов, формирует систему экономических взаимоотношений с предприятиями, которые могут и не совпадать с интересами предприятий, что на практике приводит к усилению противоречий между субъектами экономических отношений. Это в полной мере может быть отнесено к налоговой политике государства. Посредством налогов осуществляется процесс передачи части денежных доходов предприятий в бюджеты соответствующих уровней, а по существу осуществляется законодательно определенный процесс отчуждения части доходов хозяйствующего субъекта.
Взаимоотношения государства и налогоплательщика не могут существовать без определенных двухсторонних компромиссов, что выражается в законодательной защите в большей мере одной стороны и поиска вариантов для уменьшения выплат с другой. В связи с этим роль налогового планирования существенно возросла.
Следует отметить, что анализ проводимых реформ показывает, что в сложившейся за последние годы кризисной экономической ситуации требования со стороны государства по исполнению налоговых обязательств перед бюджетом в полном объеме и установленные сроки имеют тенденцию к усилению. Государство в своей налоговой политике нередко прибегает к волевым решениям, носящим, как правило, преимущественно фискальный характер.
В результате отсутствия устойчивой системы экономических и правовых условий для роста налогооблагаемой базы интересы собственников, интересы налогоплательщиков отодвигаются в сторону, что, в свою очередь, играет негативную роль в формировании поведенческогo мотива предпринимательской деятельности.
Логика развития рыночных институтов заключается в устранении имеющейся несогласованности (противоречия) между субъектами экономических отношений (государством и предприятиями), между верхним уровнем управления, принимающим решения, и низшим уровнем, призванным их исполнять. Принимая подобную противоречивость интересов субъектов налоговых отношений за объективную реальность, можно утверждать, что исследование экономических и правовых вопросов, позволяющих субъекту хозяйствования адекватно реагировать на изменения внешней среды и налоговой системы, становится все более актуальным.
Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.
Итак, антикризисное управление должно существовать на всех предприятиях. Антикризисное управление состоит не только в нейтрализации и преодолении кризисов, но и в профилактике возможности появления кризисных ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глоссарий
1.
Антикризисное управление - это система взаимосвязанных методов и приемов управления предприятием, направленная на предупреждение или устранение неблагоприятных для бизнеса кризисных явлений.
2.
Арбитражный управляющий - это компетентный руководитель в области антикризисного менеджмента, который назначается арбитражным судом для осуществления ряда процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства.
3.
Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.
4.
Налоговое планирование - совокупность плановых действий, воздействующих на эффективность управленческих решений путем предварительного рассмотрения и их оценки с точки зрения наиболее оптимального распределения налоговых потоков организации, тем самым способствующих увеличению финансовых ресурсов предприятия.