Ревизия как основной метод финансового контроля
После проведения инвентаризации и обследования ревизоры приступают к исследованию финансовых операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета, бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения.
Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия. Регистрация установленных фактов в рабочей тетради должна проводиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией.
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, ревизором на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии (акт ревизии) (приложение Е )
Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной части указываются: полное наименование документа (акта), дата и место его составления: основание для проведения ревизии (дата и № предписания о назначении ревизии, название организации, издавшей приказ), ее начало и окончание; состав ревизионной группы (должность, фамилия имя, отчество каждого лица, осуществлявшего ревизию); наименование ревизуемого предприятия (объединения) и период производственной и хозяйственно-финансовой деятельности за который проводилась ревизия; фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Если в ревизуемом периоде произошла смена руководящих работников, в акте указываются фамилия лица, занимавшего ранее должность, и время его работы, а также фамилия лица, назначенного на должность, плата назначения. Это необходимо для объективного установления меры ответственности за нарушения и недостатки, вскрытые ревизией. Назначение вступительной части акта ревизии состоит в том, чтобы показать, как была организована документальная ревизия, и что собой представляет объект ревизии. Это имеет важное юридическое значение при использовании такого документа в качестве источника доказательства. Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушении, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объединения) или организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Перед каждым разделом ставятся соответствующая римская цифра и сто название.
Акт ревизии составляется грамотно, и должен быть написан деловым языком. Акт ревизии, как правило, составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и др.) - плюс по одному экземпляру в каждый адрес. При вручении руководителю ревизуемого предприятия акта ревизии берется расписка, данная им на первом экземпляре: «один экземпляр акта комплексной ревизии со всеми перечисленными и нем приложениями получил» (подпись, дата). Первый экземпляр акта направляется руководителю организации, назначивший ревизию, а второй - остается в делах предприятия. Вскрытые ревизией факты злоупотреблении, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и т.д. В случае обнаружения недостач, растрат, злоупотреблений и других недостатков материально ответственные и должностные лица представляют ревизору письменные объяснении по существу вскрытых фактов недостач и излишков денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений и злоупотреблений. Такие объяснения позволяют тщательно изучить тот пли иной факт, предотвратить включение в акт ревизии не полностью проверенные нарушениям являются подтверждением установленных фактов нарушении. Письменные объяснения прилагаются к основному акту ревизии. Все приложения к основному акту ревизии обязательно нумеруются: в конце акта ревизии необходимо перечислить все приложения к нему. Обычно все приложения остаются при первом экземпляре акта, который направляется в организацию, осуществляющую ревизию. К экземпляру акта, передаваемому ревизуемому предприятию, прилагаются копии лишь тех документов, на которых имеются подписи должностных лиц предприятия.
Если же в процессе проведения ревизии не установлено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических нарушений, бесхозяйственности и т. п. - результаты ревизии оформляются путем составления справки (приложение Ж ). В 2010 году на ОАО «Белфа» проводилась выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, прочих вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов по ОАО «Белфа», результатом которой было составление справки, так как не было выявлено нарушений (приложение И ).