Факторный анализ прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг

Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Как показал анализ состава прибыли, валовая прибыль в большей части зависит от прибыли от продаж, поэтому проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет:

· оценить резервы повышения эффективности производства;

· сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции в натуральных измерителях Q, ее структуры D, себестоимости С и уровня цен .

Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:

Где, п - количество наименований изделий в номенклатуре продукции.

Для упрощения процедуры анализа может быть использован следующий порядок изучения влияния факторов на прибыль:

1) рассматривается влияние факторов первого порядка (цена реализации и себестоимость) на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию;

2) рассчитывается влияние факторов второго порядка (структурные сдвиги и удельная прибыль по каждому наименованию продукции) на усредненную величину прибыли на единицу продукции;

) оценивается влияние общего объема выпуска продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль от реализации.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния факторов объема реализованной продукции, товаров, работ, услуг на сумму прибыли от продаж на ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» проводить нецелесообразно, так как производимая продукция, товары, оказываемые услуги, выполненные работы не однородны.

Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно определить другим способом, используя факторы: выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг, их себестоимость, коммерческие и управленческие расходы. Расчет проводится способом цепной подстановки, используя данные «факторного анализа прибыли от продаж табл. 3.3».

Таблица 3.3 Факторный анализ прибыли от продаж (тыс. руб.)

№ подста-новки

Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль от продажи

Влияние фактора

1

217418

178647

3144

20771

+14856

-

2

374345

178647

3144

20771

+171783

+156927

3

374345

332472

3144

20771

+17958

-153825

4

374345

332472

2578

20771

+18524

+566

5

374345

332472

2578

26485

+12810

-5714

Перейти на страницу:
1 2 3 4