Учетная политика как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим
Переход организаций с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим является сложным процессом, обусловленным превышением ограничений, указанных в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), а также добровольным отказом от применения специального налогового режима.
Возвращаясь с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим, организация может снизить налоговую нагрузку, используя:
«пробелы» в налоговом законодательстве;
налоговые льготы;
изменение вида деятельности организации;
варианты учета, отраженные в учетной политике;
офшоры.
Рассмотрим первый и четвертый способы налогового планирования. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 №158-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, возникает вопрос о правомерности изменения метода начисления амортизации по объектам основных средств, не с амортизированных за время применения общего налогового режима, имеющих остаточную стоимость, не в полной сумме учтенную в составе расходов при исчислении единого налога, в периоде применения упрощенной системы налогообложения.
В п. 3 ст. 346.25 НК РФ сказано следующее: если организация переходит с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим и имеет основные средства, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание и т.п.) которых, произведенные в период применения общего режима до перехода на УСН, не полностью перенесены на затраты за время применения УСН, в налоговом учете на дату перехода остаточная стоимость указанных объектов определяется путем уменьшения остаточной стоимости, определенной на дату перехода на УСН, на сумму расходов, определяемую за период применения УСН.
На дату возврата организации к общему режиму налогообложения остаточная стоимость основных средств в налоговом учете рассчитывается по формуле:
ОСн2 = ОСн1 - Р,
где ОСн2 - остаточная стоимость основных средств в налоговом учете на дату возврата организации к общему налоговому режиму, руб.;
ОСн1 - остаточная стоимость основных средств, определенная на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, руб.;
Р - сумма расходов, определяемая за период применения упрощенной системы налогообложения, руб.
Расходы, определяемые за период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются за отчетные периоды равными долями в следующем порядке:
в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50% стоимости, второго календарного года - 30% стоимости и третьего календарного года - 20% стоимости;
в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
В случае же приобретения основного средства в период применения упрощенной системы налогообложения (независимо от применяемого объекта налогообложения) при переходе на общую систему налогообложения в налоговом учете остаточная стоимость по ним не определяется.
Таким образом, на дату перехода с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим организации необходимо утвердить приказ об учетной политике и отразить в нем информацию о методе амортизации в налоговом учете.
Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества. По зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, должен применяться только линейный метод начисления амортизации. Налоговый кодекс РФ разрешает организациям менять метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет, количества же переходов с линейного метода на нелинейный НК РФ не ограничивает.
Вопрос перехода с нелинейного метода начисления амортизации на линейный и, наоборот, при возврате организации с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим законодательством не урегулирован.
Рассмотрим две ситуации, когда, возвращаясь с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим, организация (см. таблицу):